Промышленную инфраструктуру переводят на режим импортозамещения, РБК+, октябрь 2022
Индустриальные парки готовятся принять участие в программе обновления российской промышленности стоимостью несколько триллионов рублей.

Прежний подход к локализации, который предполагал организацию в России финальной стадии производства, больше не работает. На фоне санкций российские предприятия сталкиваются с отказом традиционных поставщиков от сотрудничества, отмечает исполнительный директор АИП России, Денис Журавский. Стране, по его словам, предстоит в короткие сроки преодолевать зависимость производства от импортных поставок.

Сам по себе уход многих западных компаний из России пока не стал проблемой для промышленной недвижимости индустриальных парков, считает Денис Журавский: «В основном происходит передача собственности от иностранных российским партнерам — этот процесс скорее влияет на корпоративную структуру, чем на объемы производства».

Однако за исключением лишь некоторых отраслей, где государство изначально требовало более высокой степени локализации, например автопрома, зависимость от комплектующих достаточно высока, отмечает эксперт: «Если взять стройматериалы, то там, как правило, все компоненты приезжают из-за рубежа, а в России изготавливается уже готовая продукция».

По оценкам авторов доклада «Новые контуры промышленной политики» ВШЭ, степень зависимости таких отраслей, как автопром, фармацевтика, производство электрооборудования и компьютеров, от импортного оборудования, комплектующих или технологий превышает 50%. В отдельных высокотехнологических секторах, например в программном обеспечении, по данным ВШЭ, зависимость еще выше — 70%. Очень существенно технологическое отставание отечественной микроэлектроники и полупроводниковой промышленности, отмечает научный сотрудник лаборатории искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики РЭУ имени Плеханова Петр Карпов: «С уходом иностранных партнеров дефицит критически важных технологий в этих областях будет ощущаться все острее».

Очевидным направлением для импортозамещения является машиностроение — от автопрома до производства полиграфического оборудования. «Важно, чтобы не только само оборудование производилось внутри страны, но и технологии создавались здесь. От этого зависит, у кого будет интеллектуальная собственность», — считает доцент института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян.

Особенно острая ситуация сложилась в гражданском авиастроении. Отечественных самолетов строится недостаточно, а авиакомпании летают на воздушных судах тех производителей, которые фактически разорвали отношения с Россией. Летом 2022 года Минпромторг утвердил план импортозамещения в отрасли до 2024 года. Цели ставятся амбициозные. Например, долю российских комплектующих в самолете «Сухой Суперджет» планируется с 50 довести до 100%.

Задача для промпарков

Хотя первоначальные мрачные прогнозы экономического обвала не подтвердились, Минэкономразвития ожидает в этом году снижение ВВП на 2,9%. В Центробанке РФ и правительстве признают, что экономика вступила в процесс структурной трансформации, который может продлиться несколько лет и быть довольно болезненным.

Итогом этой перестройки должно стать создание в России современных производств, которые способны снизить зависимость экономики от импорта, особенно в сфере критически важных технологий. Более того, чиновники говорят не просто об импортозамещении, но о «технологическом суверенитете».

За последние месяцы российское правительство анонсировало целый ряд шагов по поддержке импортозамещения. Проектам в этой сфере, например, будет проще получать займы Фонда развития промышленности (ФРП). Для них Минпромторг разрабатывает законопроект, предполагающий с 2023 года обнуление ставки налога на прибыль и снижение на семь лет страховых взносов для работников с 30 до 7,6%.

При подготовке федерального бюджета на 2023 год в правительстве сформировали перечень из 162 направленных на импортозамещение проектов. На их реализацию до 2030 года планируется потратить 5,2 трлн руб.: 2,9 трлн руб., как ожидается, составят средства инвесторов, а 2,3 трлн руб. предлагается привлечь с помощью льготных кредитов. От государства может зависеть и решение проблемы спроса на новую продукцию — механизм специальных инвестиционных контрактов предусматривает гарантии по госзакупкам.

Задачи технологического обновления, локализации производств в России, развития несырьевого экспорта ставились и ранее, но связаны они были прежде всего со стремлением снять экономику с «нефтяной иглы». Еще в нулевых началось создание специальной инфраструктуры для инвесторов. В 2005 году был принят закон «Об Особых экономических зонах», а начиная с 2008 года в России стали появляться индустриальные парки современного типа, позволявшие бизнесу получать участки под промышленное строительство с тем или иным набором готовой инфраструктуры. Это позволяет снизить риски инвесторов до приемлемого уровня, говорит директор по развитию технологических стандартов АНО «Платформа НТИ» Никита Уткин: «Доступ к инфраструктуре через договор присоединения — по электричеству, газу — требует много сил и времени. Вокруг этой системы достаточно несовершенства и кривизны, большое количество «консультантов» и «помощников». Различные промышленные площадки, где предусмотрены механизмы снятия излишней бюрократии, облегчены процедуры, введены специальные правовые режимы, по его словам, дают шанс на развитие производства в приемлемом темпе и без вопиющих задержек.

В минувшем сентябре Минпромторг запустил программу субсидирования затрат субъектов РФ на создание и развитие технопарков в сфере электронной промышленности. Максимальный размер субсидии на проектирование, строительство и оснащение дизайн-центров, центров прототипирования, центров коллективного пользования опытно-промышленным оборудованием и др. составляет до 900 млн руб. (до 300 млн руб. ежегодно в течение трех лет).

Согласно постановлению правительства, всего на эти цели в 2023–2025 годах будет направлено 7,2 млрд руб., а одним из результатов должно стать создание в ближайшие три года трех тысяч новых рабочих мест.

По данным Ассоциации индустриальных парков России (АИП), к началу 2022 года в России действовал 251 индустриальный парк, еще 118 находились в стадии создания. За все время работы было привлечено более 1,5 трлн руб. инвестиций, причем 53% из них — иностранные.

До сих пор эта модель развивалась в условиях достаточно высокой вовлеченности России в процесс глобализации. Новые российские производства строились с расчетом на участие в сложных логистических цепочках. Иностранные инвесторы продолжали приходить на российский рынок даже после введения первой волны санкций в 2014 году.

Точка пересборки

Сегодня индустриальные парки готовы участвовать в подобных программах импортозамещения, и у них есть немало преимуществ, считает Денис Журавский: «Индустриальный парк — это, в первую очередь, сокращение сроков запуска производства и снижение рисков от непрофильной деятельности — подключения к энергосетям или строительства очистных сооружений. Предприятию не нужно тратить два–три года на решение этих задач. Преференции, налоговые льготы, здесь уже вторичны. Главное — скорость».

По данным АИП, по итогам 2021 года среди лидеров по инвестициям в индустриальные парки были как раз те отрасли, которые лидируют и в перечне правительственных приоритетных проектов в сфере импортозамещения: автопром, химическая промышленность, металлургия. В каких-то случаях инструментами импортозамещения будут новые проекты, а где-то к этому процессу подключатся уже работающие производства, например, созданные западными инвесторами, но на волне санкций получившие российских собственников, считают в АИП.

Уже есть примеры промежуточных вариантов. Так, Агентство инвестиционного развития Новосибирской области предложило передать отведенный под строительство участок компании Nestle, которая отказалась от строительства в 2023 году фабрики по производству кормов для животных, под создание нового индустриального парка.

Есть проекты и уже доведенные до успешного результата. Так, в индустриальном парке «Технополис Химград» в Казани в этом году впервые в России начали выпуск термопласта полифениленсульфида — полимера, необходимого для производства композитных материалов, используемых в авиастроении и в ракетно-космической промышленности. Проект начинался еще до введения жестких санкций против этих российских отраслей.

Упор на импортозамещении сделали и в ОЭЗ «Технополис Москва». Резидент зоны, компания «Хирама+», производит комплектующие для аппаратов ИВЛ, оказавшихся столь необходимыми во время пандемии. Компания планирует повысить степень локализации этой продукции в России по итогам 2022 года с 70 до 80%.



Автор
Андрей Михайлов