База знаний АИП
FAQ
Сколько в России индустриальных парков?
По итогам 2019 года, в России создано 269 индустриальных парков в 63 регионах. В том числе 179 действующие и 90 создаваемые индустриальные парки. Кроме того, довольно большое количество проектов находятся в статусе намерений, то есть они заявлены, может быть разработана концепция, но проект строительства индустриального парка еще не завершен.
Посмотреть актуальную информация в разделе Аналитика
В чем отличия индустриального парка и технопарка?
Основным отличием индустриальных парков и технопарков заключается в содержании деятельности их резидентов. Индустриальные парки предназначены для размещения массовых производств в то время как резиденты технопарков ведут разработку новых продуктов и осуществляют их тестовое и мелкосерийное производство. Вследствие этого промышленные парки и технопарки, как правило, обладают разного назначения инфраструктурой. Если индустриальные парки, как правило развивают инженерную и энергетическую инфраструктуру, могут предоставлять готовые производственные помещения в аренду, то в технопарках резидентам чаще всего доступны офисно-лабораторные площади для проведения исследований и организации производств небольших размеров.
Что такое индустриальный парк?
Индустриальный парк – это специальные территории / площадки для размещения новых производств. Промышленная компания может организовать в индустриальном парке производство, где для этого есть все условия: земельные участки промышленного назначения, производственные помещения и готовая инфраструктура. Национальный стандарт дает такое определение индустриального парка: индустриальный (промышленный) парк – это управляемый управляющей компанией комплекс объектов недвижимого имущества, состоящий из земельного участка (участков) с производственными, административными, складскими и иными зданиями, строениями и сооружениями, обеспеченный инженерной и транспортной инфраструктурой, необходимой для создания нового промышленного производства, а также обладающий необходимым правовым режимом для осуществления производственной деятельности.
Для строительства завода «с нуля» инвестор может приобрести земельный участок на территории индустриального парка, к которому подведены все необходимые объекты инфраструктуры: дороги, линии электропередач, газопровод, а также объекты водоснабжения и водоотведения. Зачастую компании, особенно малый и средний бизнес, не готовы или не хотят заниматься строительными вопросами. В таких случаях они могут арендовать у управляющей компании промпарка универсальные готовые помещения, площадь которых, как правило, варьируется от 100 до 5000 м2. «Индустриальный парк» и «промышленный парк» абсолютно равнозначные понятия. Поэтому в большинстве официальных документов, как правило используется универсальная формулировка «индустриальный (промышленный) парк».
Какие бывают индустриальные парки?
Чаще всего индустриальные парки классифицируют по следующим параметрам: - по типу индустриального парка: greenfield и brownfield - по статусу: действующие и создаваемые - по форме собственности: государственные и частные Индустриальные парки типа greenfield и brownfield отличаются тем, что гринфилды строят на новом земельном участке, а браунфилды создаются на базе ранее действовавших промышленных предприятий. Подробнее об индустриальных парках типа greenfield и brownfield В зависимости от степени готовности индустриального парка он может быть действующим или создаваемым. Ключевое отличие заключается в том, что базовая инфраструктура действующего парка должна быть построена, а сам парк готов к размещению производств резидентов. Создаваемый парк находятся на этапе строительства. Иногда на ранней стадии также можно выделить намерения по созданию индустриального парка. Подробнее о действующих и создаваемых индустриальных парках По форме собственности выделяют государственные и частные индустриальные парки. При определении формы собственности учитывается, кто является реальным инициатором создания парка и в чьей собственности находятся его основные активы. Подробнее о государственных и частных индустриальных парках
Индустриальные парки и особые экономические зоны
Основная цель индустриального парка – создание благоприятных условий для создания новых и расширения действующих производств. Такие же задачи стоят и перед большинством особых экономически зон. Существует 4 типа ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, портовые и туристско-рекреационные. За исключением, туристско-рекреационных, на их территориях возможно создание инфраструктуры и условий для размещения промышленных объектов. Абсолютно все ОЭЗ промышленно-производственного типа (Алабуга, Липецк, Моглино, Титановая долина, Ступино Квадрат, Тольятти, Узловая) работают по модели индустриального парка, но в рамках отдельного законодательного регулирования. Существенная часть ОЭЗ технико-внедренческого типа (Санкт-Петербург, Технополис Москва) также созданы и развиваются как промпарки, но с упором на разработку и внедрение в производство новых товаров. Кроме того, производственные зоны могут размещаться внутри портовых ОЭЗ (например, Ульяновск). Деятельность особых экономических зон регулируется Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В отличие от индустриальных парков резидентам ОЭЗ доступны льготы по федеральным налогам и таможенным преференции: НДС, налог на прибыл, таможенные платежи на ввозимое оборудование и комплектующие.
Статус территориальной сетевой организации для управляющей компании индустриального парка
Управляющая компания согласно ГОСТу обеспечивает резидентов индустриального парка энергетическими ресурсами (электроэнергия, тепловая энергия и пр.). Владея объектами электросетевого хозяйства, управляющая компания может получить статус территориальной сетевой организации, однако ей необходимо соответствовать критериям закрепленным в Постановлении Правительства РФ от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям"
  1. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА.
  2. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
  3. Отсутствие за 3 предшествующих расчетных периода регулирования 3 фактов применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, для которого такие цены (тарифы) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных.
  4. Наличие выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению.
  5. Наличие официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
  6. Отсутствие во владении и (или) пользовании объектов электросетевого хозяйства, расположенных в административных границах субъекта Российской Федерации и используемых для осуществления регулируемой деятельности в указанных границах, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании иному лицу, владеющему объектом по производству электрической энергии (мощности), который расположен в административных границах соответствующего субъекта Российской Федерации и с использованием которого осуществляется производство электрической энергии и мощности с целью ее продажи на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и (или) розничных рынках электрической энергии.
Разработка ПСД индустриального парка
Основным документом, регламентирующим состав проектно-сметной документации строительства инфраструктуры и промышленных объектов индустриального парка является градостроительный кодекс. В соответствии принятыми нормами проектирование осуществляется в одну или в две стадии.
Суть двухстадийного проектирования состоит в том в том, что необходимая для строительства документация составляется не сразу, а поэтапно:
На первом этапе (стадия «П» - Проект) принимаются без детализации решения принципиального характера, касающиеся выбора типа сооружения, его расположения, основные архитектурно-планировочные и конструктивные решения, способа строительства, выбираются принципиальные схемы технологических процессов, решения по инженерному оборудованию. Выполняются сводные сметные расчеты, решаются вопросы организации строительства. Вся эта документация направляется на государственную экспертизу, которая дает свои замечания и общую оценку проекта. После устранения проектировщиком выявленных недостатков проект рассматривается и утверждается (или отклоняется) Заказчиком (Инвестором).
На второй стадии (стадия «РП» - Рабочий Проект ) разрабатывается рабочая документация («РД»). На этой стадии уточняются и детализируются решения, принятые на стадии "П", составляются рабочие чертежи, локальные сметы и прочая документация, необходимая для производства строительно-монтажных работ. "Рабочая документация" - это те чертежи и текстовой материал, который используется непосредственно на стройке (документация стадии "П", как правило, строителям не передается). Преимущество такой системы в сведении к минимуму затрат по переработке проектной документации в случае неудачных общих решений. Это основной метод проектирования. При одностадийном проектировании проектная документация подготавливается сразу же в полном объеме и содержит решения всех общих и частных вопросов. Это удобно при небольших объемах проектных работ для простых объектов или для привязки проектов массового или повторного применения.
Состав проектной документации и требования к ней четко определены положением. После разработки проектная документация должна быть передана для проведения экспертизы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 ("О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий"), для объектов подлежащих экспертизе. Перечень проектной документации обычно приводится в разделе «Состав проектной документации» (шифр раздела - «СП»). Данный раздел чаще всего находится в томе №0. Положение устанавливает, что проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения должна включать в себя 12 разделов:
  • Раздел 1 "Пояснительная записка"
  • Раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка"
  • Раздел 3 "Архитектурные решения"
  • Раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения
  • Раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" подраздел "Система электроснабжения"; подраздел "Система водоснабжения"; подраздел "Система водоотведения"; подраздел "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети"; подраздел "Сети связи"; подраздел "Система газоснабжения"; подраздел "Технологические решения".
  • Раздел 6 "Проект организации строительства"
  • Раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства"
  • Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды"
  • Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" Раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов"
  • Раздел 10 "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов"
  • Раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства"
  • Раздел 12 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами"


Проектная документация на линейные объекты капитального строительства и требования к содержанию этих разделов состоит из 10 разделов:
  • Раздел 1 "Пояснительная записка"
  • Раздел 2 "Проект полосы отвода"
  • Раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения"
  • Раздел 4 "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта
  • Раздел 5 "Проект организации строительства
  • Раздел 6 "Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта
  • Раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды"
  • Раздел 8 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
  • Раздел 9 "Смета на строительство"
  • Раздел 10 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами".  

Состав проектной документации на проведение капитального ремонта объектов определяется на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания выполняемых работ. (см. Градостроительный кодекс ст.48 п.12.1) В случае необходимости по инициативе заказчика проектная документации разрабатывается применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов. (см. Градостроительный кодекс ст.48 п.12.2). Это указывается в в задании на проектирование. Проектная документация на отдельные этапы строительства разрабатывается в объемах, необходимых для осуществления каждого этапа строительства. Она должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным Положением для объектов капитального строительства.
Постановление 794. Требования к индустриальным паркам и управляющим компаниям индустриальных парков
Постановление Российской Федерации от 4 августа 2015 года №794 содержит в себе: требования к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, а также правила подтверждения соответствия индустриального (промышленного) парка и управляющей компании индустриального (промышленного) парка требованиям к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности.
Соглашение о ведении деятельности на территории индустриального парка
Документ закрепляющий намерения резидента осуществлять деятельность на территории индустриального парка с (1) указанием конкретного вида экономической деятельности (2) правами и обязанностями сторон (3) сроком действия соглашения (4) условиями изменения и расторжения (5) ответственностью сторон (6) порядком разрешения споров (7) заключительными положениями.
Обзор индустриальных парков
Издание результатов единственного комплексного исследования состояния развития индустриальных парков и особых экономических зон в России, которое выпускает Ассоциация Индустриальных Парков России. В Обзоре приведены ключевые данные, характеризующие динамику создания и развития организованных промышленных территорий для размещения производств различной отраслевой направленности. Помимо отраслевой статистики, в Обзоре представлены подробные профили всех индустриальных парков и ОЭЗ, которые полностью или частично соответствуют требованиям Национального стандарта «Индустриальные парки. Требования». Издание предназначено для широкого круга читателей. В большей степени оно будет полезно представителям компаний-инвесторов, планирующих размещение собственных производств на территории России, представителям индустриальных парков и особых экономических зон, работникам органов государственной и муниципальной власти, руководителям и сотрудникам федеральных и региональных институтов развития, кредитных и инвестиционно-финансовых организаций, отраслевых союзов и деловых объединений.
Нет доступных материалов.