Денис Журавский: «Парки импортозамещения поддержат промышленный рост в России», Журнал Квадрум, 16 сентября 2014
http://journal.kvadroom.ru/analitica/tochka_zreniya/material_44027.html


В 2010 году в России появилась Ассоциация индустриальных парков. Она была образована путем объединения основных игроков в области индустриальных парков и ставила перед собой задачу лоббирования общих интересов. «Квадрум.Журнал» спросил у исполнительного директора Ассоциации Дениса Журавского, каких целей удалось добиться организации за время своей работы, и попросил его поделиться своим мнением о том, какое производство нужно российской столице и сколько индустриальных парков должно быть построено в ближайшее время в Крыму.

- Денис, расскажите, пожалуйста, чем занимается Ассоциация индустриальных парков.

- У Ассоциации есть три основных направления деятельности. Во-первых, мы участвуем в разработке нормативной базы, то есть отстаиваем на федеральном уровне дополнительные меры государственной поддержки для индустриальных парков. Во-вторых, мы заняты стратегическим маркетингом индустриальных парков России за рубежом: проводим работу по продвижению информации о членах Ассоциации среди международного инвестиционного сообщества с целью привлечения внимания потенциальных резидентов индустриальных парков, оказываем потенциальным инвесторам содействие в вопросах локализации производства в России. И третье направление - это системная работа по повышению качества самих индустриальных парков. В рамках этой работы мы даем методические рекомендации членам Ассоциации, основываясь на лучших практиках, обмениваемся опытом, помогаем начинающим.

- Последние пять лет Ассоциация добивалась от государства принятия программы по субсидированию индустриальных парков. Какие договоренности в этой области уже достигнуты?

- Мы очень тесно работали с Министерством промышленности Российской Федерации, и, как результат этой работы, в апреле 2014 года Правительством Российской Федерации было принято постановление об утверждении отдельной подпрограммы «Индустриальные парки» рамках Государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Она предусматривает финансовые меры поддержки индустриальных парков в период с 2014 по 2020 гг. Уже в текущем году на ее реализацию выделено 250 млн рублей, в 2015 году – 1 млрд 200 млн рублей. Планируется, что с каждым годом финансирование этой подпрограммы будет увеличиваться.

Подпрограмма предусматривает три меры поддержки. Первая начала работать уже в этом году. Это субсидирование процентной ставки по кредитам для управляющих компаний индустриальных парков. 90% от ставки рефинансирования будет возвращено компаниям назад из бюджета, если кредит, который они возьмут, будет потрачен на создание индустриального парка.

Второе направление заработает с 2015 года. Оно предусматривает возмещение прямых затрат управляющей компании на создание индустриального парка.

И, наконец, третья мера – это прямая субсидия на стройку при наличии софинансирования со стороны регионального бюджета и наличие готовой проектно-сметной документации на создание индустриального парка, созданной за счет собственных средств управляющей компании.


- Какие регионы сегодня являются лидерами по созданию индустриальных парков?

- Тут важно, какие критерии мы применяем при оценке регионов-лидеров. Есть регионы, где самое большое количество индустриальных парков. Это Московская область, Ленинградская область, потом Калужская область. А если мы будем оценивать по количеству привлеченных инвестиций в индустриальные парки, то, наверное, картина будет выглядеть следующим образом: Калужская область, Ульяновская область, Московская область. Московская область попадет во все рейтинги в силу своего географического положения, ведь Москва - самый крупный рынок сбыта.

- В Москве сейчас полным ходом идет реновация промышленных территорий. Там, где когда-то были заводы, строят жилье. Столице не нужно свое производство?

- Я не думаю, что Москва останется без производства. Скорее, она переориентируется на технопарки и будет фокусироваться либо на высокотехнологичных центрах разработки, либо на производствах, не оказывающих негативного влияния на окружающую среду. Наверное, это будет, в первую очередь, микроэлектроника, возможно, что-то связанное с медицинскими технологиями, со сборкой высокоточной техники, ну и просто IT-технологии. Такое развитие совершенно логично для крупного столичного города. Благосостояние региона уже давно не зависит от наличия на его территории промышленности. В мировой практике много случаев, когда в городах, ставших финансовыми центрами, уровень жизни установился гораздо выше, чем в традиционно индустриальных регионах.

Если говорить о Московской области, то, несмотря на то, что в этом регионе сейчас активно занялись индустриальными парками, назвать его промышленным все же нельзя. Речь идет о локализации финальных элементов производства, таких, как упаковка, сборка и так далее. Это удобно делать здесь в силу близости к крупнейшему рынку сбыта, и производители по логистическим соображениям стараются привязать к нему финальную часть промышленного производства. Но это не делает Московскую область промышленным регионом.


- Российский индустриальный парк чем-то отличается от зарубежного?

- Когда мы разрабатывали стандарт индустриального парка, мы, безусловно, изучили мировые практики. Но мы их не копировали.

В Европе очень распространена государственная поддержка индустриальных парков через создание внешних сетей за счет государства. Внешняя инфраструктура строится с использованием бюджетных средств, а внутренние сети полностью делают частные компании, которые управляют индустриальными парками. В Турции немного иная модель: там есть крупные корпорации с государственным участием, которые практически выступают инвесторами, девелоперами и управляющими компаниями сразу многих индустриальных парков.

В России два крайних подхода. Есть государственные индустриальные парки, которые создаются государственными корпорациями, принадлежащими субъектам Федерации. Как правило, они находятся либо под управлением региональной корпорации развития, либо под управляющей компанией, созданной регионом. Вторая крайность – это частные индустриальные парки, на 100% принадлежащие частным владельцам: крупным девелоперским компаниям, у которых есть подразделение, занимающееся индустриальными парками, либо владельцам земли, принявших решение создать на ее территории индустриальный парк.

- Как эти модели уживаются между собой?

- К сожалению, зачастую они конкурируют. Если в регионе есть сильная корпорация развития, принадлежащая субъекту Федерации, что само по себе очень хорошо, то частному игроку будет сложно выдержать с ней конкуренцию. Поэтому, как правило, в тех субъектах Федерации, которые уделяют серьезное внимание теме индустриальных парков и имеют на это финансовые средства, частные индустриальные парки имеют мало шансов на успех. Исключением являются Московская и Ленинградская области, то есть те регионы, где рынок развит, а спрос настолько велик, что он до сих пор остается неудовлетворенным, и конкуренции между частными и государственными парками не возникает. Во всех остальных регионах реализуется либо один сценарий, либо другой.


- На прошлой неделе Министерство экономического развития и торговли Республики Крым опубликовало предложение для потенциальных инвесторов о создании на полуострове трех индустриальных парков. Нужно ли это Крыму?

- Учитывая, что государство планирует инвестировать существенные средства в этот проект, я думаю, идея имеет шансы на успех. Хотя, с моей точки зрения, три индустриальных парка для Крыма – это слишком много. Я бы рекомендовал начать с одного. Это было бы гармонично. Индустриальный парк – это очень цивилизованная форма локализации производства. Безусловно, со строительством индустриальных парков в регионе начнут создаваться современные инновационные производства с высокопроизводительными рабочими местами. Экономика региона станет более сбалансированной, когда там появятся технологичные предприятия. Но я бы объективно стал оценивать потенциал Крыма более трезво. Я считаю, что реализовать там за ближайшие четыре–пять лет один хороший качественный индустриальный парк – это задача максимум.

- Каковы приоритеты дальнейшей работы Ассоциация индустриальных парков на сегодняшний день и какие перспективные задачи вы ставите перед организацией на ближайшие год – два?

- В настоящий момент мы приступили к проработке двух новых направлений. Первое - это интеграция промышленных парков в экономические процессы Евразийского Экономического Союза, второе - создание в России и на территории Таможенного союза сети агропромышленных парков, способных обеспечить переработку сельскохозяйственной продукции. Соответствующие предложения были направлены заместителю председателя Правительства РФ Аркадию Дворковичу и председателю коллегии Евразийской экономической комиссии Виктору Христенко.

Поскольку наша страна выбрала курс на импортозамещение и ускоренный рост внутреннего производства, возникает дополнительный запрос на промышленные предприятия, которые были бы рассредоточены по всей территории Таможенного союза.

Ассоциация уже приступила к разработке Стандарта и методических рекомендаций в области агроиндустриальных парков, которые призваны создать готовые условия для российских компаний, включая малый и средний бизнес, а также зарубежных поставщиков, желающих разместить переработку внутри России и сохранить тем самым свою долю рынка.

В условиях санкций частичная локализация производства на территориях России, Беларуси и Казахстана позволит нашим европейским поставщикам сохранить свое присутствие на российском рынке и продолжить планомерный рост.