Итоги совместного совещания Ассоциации индустриальных парков и Экспертного совета Деловой России
РЕКОММЕНДАЦИИ

Экспертного совета Общероссийской общественной организации

«Деловая Россия»  

Москва                                                                                                                     16 июня 2011 г.

16 июня 2011 года с участием  Ассоциации индустриальных парков состоялось заседание Экспертного совета «Деловой России», посвященное выработке предложений по стимулированию отрасли индустриальных парков. Заседание проводил Вице-президент «Деловой России» А.Осипов. В обсуждении приняли участие Президент Центра стратегических разработок М.Э.Дмитриев, Старший банкир EBRR О.Сельска, представители ряда российских и международных консультационных компаний, в том числе Strategy Partners, KPMG, Noerr, Biten Burkhardt, представители корпораций развития субъектов РФ и индустриальных парков России – всего около 30 участников. 

На повестку дня был поставлен вопрос о достижении целевых показателей, предусмотренных «Планом новой индустриализации»: создание в России за 3 года порядка 300-т индустриальных парков. По мнению участников дискуссии, - это минимально необходимая сервисная инфраструктура для снижения сырьевой зависимости и привлечения прямых инвестиций в реальный сектор экономики России. Заполнение заявленного количества индустриальных парков резидентами – в первую очередь, малыми и средними производствами позволит создать около 3-х миллионов рабочих мест в сфере обрабатывающей промышленности высокого передела.

Участниками были выявлены основные модели создания индустриальных парков в России и факторы роста индустриальных парков. Наиболее распространенной моделью индустриального парка является региональный индустриальный парк со структурой капитала по сути на 100% находящейся в государственной собственности (через институты развития федерального и регионального уровней). Наибольшую рациональность с точки зрения окупаемости и прибыльности демонстрируют частные индустриальные парки, принадлежащие, как правило, либо крупным промышленным компаниям, высвободившим площади в результате модернизации (brownfield), либо немногочисленным институциональным инвесторам (Greenfield). Третья модель, это проекты государственно-частного партнерства, представляет собой нераскрытый потенциал развития: в силу традиционализма государственного партнера и незрелости частного партнера и в силу иных причин, эта перспективная форма пока получила наименьшее распространение в России.

В дискуссии принимали участие представители всех трех типов индустриальных парков. Высказывались предложения по мерам государственной поддержки отрасли. Наиболее очевидной и востребованной мерой поддержки  стало стимулирование спроса. Основным фактором, стимулирующим создание и развитие индустриальных парков, а соответственно рабочих мест в несырьевом секторе, является спрос на услуги индустриальных парков со стороны резидентов - инвесторов в создание производств. Вместе с тем, было отмечено, что индустриальная инфраструктура – это всегда «улица с двусторонним движением», следовательно, отсутствие в России высокого качества предложения в сфере индустриальных парков не способствует повышению их конкурентоспособности по отношению к азиатским и восточноевропейским площадкам, и не обеспечивает приток инвесторов, ориентированных на внутренний рынок России.

Основные выводы и рекомендации

Участниками заседания были выявлены две основных группы факторов, ограничивающих индустриальный вектор развития российской экономики.  

Закрытый характер российской экономики. Неучастие в основных международных торгово-экономических альянсах и архаичное таможенное законодательство, нацеленное на сырьевую экономику, закрывает для нашей страны перспективы локализации производства, ориентированного на экспорт из России в страны СНГ, Азии и Европы. Производство товаров высокого передела, фармацевтика, создание средств производства – и все наиболее перспективные отрасли несырьевой экономики неизбежно связаны с выходом на глобальные рынки. До тех пор пока Россия не предоставит возможность такого выхода, российские индустриальные парки не станут наилучшим местом для размещения производств, а их «упущенная выгода» будет составлять сотни миллиардов долларов США.

Члены Экспертного совета рекомендуют Правительству РФ принять меры по стимулированию глобального спроса на индустриальные парки России:

- либерализация таможенного законодательства РФ в части упрощения экспорта товаров высокого передела и средств производства;

- интеграция России в глобальные рынки;

- законодательные гарантии для резидентов индустриальных парков России по исключительным (эксклюзивным) правам доступа на глобальные рынки. 

Низкие темпы развития отрасли индустриальных парков. Основные причины: незрелость частной инициативы на фоне явного доминирования государственных проектов в сфере индустриальной инфраструктуры. Отсутствие традиции долгосрочных инвестиций и, как следствие, нехватка механизмов таких механизмов и дефицит институциональных инвестиций. Отсутствие стандартов качества, открывающих перспективы существенного роста бизнеса.

Члены Экспертного совета рекомендуют Правительству РФ принять меры по стимулированию отрасли индустриальных парков:

- стимулирование резидентов путем упрощения процедуры доступа к энергоресурсам через индустриальные парки и субсидирования части процентной ставки по кредитам для резидентов индустриальных парков (стимулирование внутреннего спроса)

- нормативное закрепление понятия индустриальный парк, обеспечивающее равноправие индустриальных парков, находящихся в государственной и частной собственности;

- повышение качества и степени подготовленности индустриальных парков за счет установления зависимости получения незначительной, но привлекательной для управляющих компаний государственной поддержки в зависимость от соответствия стандарту качества (СРО).

Достижение заявленных «Деловой Россией» целевых показателей в сфере индустриальной инфраструктуры (300 индустриальных парков и 3 миллиона рабочих мест) путем раскрытия для глобальных игроков имеющегося в России (но нереализованного) потенциала индустриального развития предусматривает привлечение инфраструктурных инвестиций в размере примерно 30 млрд.  долларов США и последующего привлечения порядка 300 млрд. долларов США прямых инвестиций в реальный сектор экономии путем создания промышленных производств. Косвенный социально-экономический эффект заключается снижении сырьевой зависимости и повышении уровня благосостояния граждан.