В России растет количество индустриальных парков – промышленных площадок с благоприятной средой для развития различных производств. Государство оказывает резидентам всяческую поддержку – отраслевых ограничений нет. Зачем они нужны и как работают – об этом в интервью «ФедералПресс» на площадке Международной недели бизнеса в Уфе рассказал сопредседатель правления Ассоциации индустриальных парков России Максим Паздников.
Максим Константинович, каков на сегодняшний день вклад индустриальных парков в экономику России и каков среднегодовой темп прироста их числа за период наблюдения ассоциации?
— Да, действительно, мы с 2013 года ведем мониторинг деятельности индустриальных парков, делаем ежегодный обзор, и можем констатировать, что на протяжении многих лет темпы прироста новых индустриальных парков составляют порядка 18–20 %. Несколько лет назад у меня были ожидания, что эти темпы начнут сокращаться. Но нет, пока мы наблюдаем ту же самую картину.
При этом надо понимать, что за истекший период сами индустриальные парки очень сильно видоизменились, трансформировались. Если 20 лет назад, когда стали появляться первые индустриальные парки, у них была огромная территория в 500, 800 и 1000 гектаров, и это были, как правило, государственные проекты, то на сегодняшний день у нас две трети индустриальных парков – частные, с более компактной площадью.
Сейчас все больше компаний из числа субъектов МСП идут в индустриальные парки. Многие из этих компаний целенаправленно отказываются от нового строительства, предпочитая либо приобретать, либо арендовать уже готовые производственные корпуса. Среди них очень много технологических компаний. Их бизнес настолько быстро масштабируется, что сегодня им нужно 200 метров, завтра 1000, а через три года им нужен будет уже полноценный завод на 5–10 тыс. квадратных метров. И это требует немного других подходов к созданию промышленной инфраструктуры.
А как изменился объем инвестиций резидентов в проекты в области производства и инфраструктуры за последние годы? И какова доля отечественного и зарубежного капитала?
— До 2022 года в индустриальных парках и особых экономических зонах действительно превалировали инвестиции иностранных компаний. На сегодняшний день ситуация кардинально изменилась. Самым активным инвестором являются российские компании.
Если в особых экономических зонах, как правило, размещаются более крупные компании, то компании более мелкого калибра – малый и средний бизнес – как раз-таки идут в организованные индустриальные зоны, индустриальные парки, промышленные технопарки. За последние 15 лет и российские и иностранные компании вложили в создание производств порядка 2 трлн рублей. И надо отметить, что и российский бизнес и государство создали возможности для этих промышленных инвестиций путем вложения в инфраструктуру. И на сегодняшний день эта сумма измеряется порядка 400–450 млрд рублей – эти средства вложены именно в создание инфраструктуры. То есть, таким образом, мы видим, что на каждый рубль вложенных инвестиций приходится 5–6 рублей инвестиций производства со стороны резидента.
Отмечая значительную долю инвестиций российских компаний, мы не говорим о том, что иностранных инвестиций на сегодняшний день совсем нет. Нет, они есть, но география этих инвестиций немножко изменилась. Если раньше основными инвесторами у нас были страны Западной Европы, США, то сегодня это уже страны Востока: Турция, Китай, Юго-Восточная Азия.
Интерес есть?
— Да, конечно.
Расскажите, каков потенциал по развитию индустриальных парков в Республике Башкортостан, в которой мы сейчас находимся и которая является явным лидером среди всех регионов России по их количеству?
— Действительно, Башкортостан – один из наиболее активных регионов, где создаются профессиональные промышленные площадки и работают особая экономическая зона «Алга», целый комплекс индустриальных парков, технопарки. Это то, что сегодня позволяет компаниям в Республике Башкортостан чувствовать себя уверенно с точки зрения наличия готовой инфраструктуры. Здесь есть довольно четкая политика по поддержке как самих индустриальных парков, так и резидентов.
Недавно Ассоциация индустриальных парков России инициировала изменения в нормативно-правовые акты по индустриальным паркам в части привлечения управляющими компаниями девелоперов для строительства объектов в формате «Парк в парке». Как это повлияет на возможности управляющих компаний, учитывая активный рост спроса на аренду готовых объектов и высокие кредитные ставки?
— Надо сказать, что мы с коллегами из правительства Российской Федерации в лице Минпромторга, Минэкономразвития России находимся в постоянном диалоге и каждый год совместно с ними разрабатываем инновации, предложения по изменению действующего законодательства. И в этом году мы подошли к тому, что необходимо, как нам кажется, немного поменять настройки в законодательстве по регулированию деятельности индустриальных парков для привлечения дополнительных внебюджетных частных инвестиций в создание той самой промышленной инфраструктуры. Что мы видим на сегодняшний день? Как я уже сказал ранее, многие компании отказываются от идеи строительства собственных заводов, не хотят участвовать в строительном процессе. Они хотят заниматься своим основным видом деятельности – производством продукции. И для них предпочтительнее арендовать производственную площадь. Плюс на сегодняшний день в условиях очень высокой ключевой ставки довольно дорогое заемное финансирование, и многие компании не могут себе позволить дополнительные инвестиции в капитальное строительство. Но в то же время есть частные инвесторы, которые готовы удовлетворить этот спрос. Они профессионально работают на этом рынке и знают, как быстро и эффективно строить, у них есть возможности либо вкладывать собственные средства, либо привлекать деньги на рынке. Да, они тоже не всегда дешевые, но за счет оптимизации операционного процесса они могут предложить довольно экономичное с точки зрения рынка решение.
И мы столкнулись с тем, что, к сожалению, на сегодняшний день требования к индустриальным паркам, которые установлены правительством Российской Федерации, с этой идеей немного не соотносятся. Потому что по требованиям индустриального парка его управляющая компания является, по сути, таким оператором развития территории. Именно она должна владеть теми объектами, которые находятся на территории индустриального парка. И у сторонних компаний нет возможности быть собственниками объектов инфраструктуры индустриального парка, инвестируя в том числе в производственные корпуса. Вот поэтому мы такую идею на сегодняшний день предлагаем. В большие индустриальные парки, где уже есть готовая инфраструктура, но нет производственных площадей, готовы заходить девелоперы промышленной недвижимости, они готовы создавать эти производственные объекты либо в дальнейшем предоставлять в аренду резидентам этого индустриального парка, либо реализовывать их по договорам о купле-продаже. Пока, повторюсь, мы уперлись в этот небольшой юридический казус. Но, как уже сказал мой коллега в диалоге на форуме, надеюсь, что сможем совместно принять правильное решение.
Накануне на форуме Владимир Путин сказал, что нужно – и правительство поставило эту задачу – помогать бизнесу. Мне кажется, это один из инструментов, который вы предлагаете.
— Да, действительно, сегодня в условиях, когда заемное финансирование стало очень недешевым, надо искать новые, зачастую неочевидные, источники финансирования. Если сами промышленные предприятия не готовы осуществлять такие виды вложений, но есть те, кто готов взять это на себя, – почему бы не дать им возможность взаимовыгодно посотрудничать.
В 2025 году возобновится субсидирование индустриальных парков для малого-среднего предпринимательства. Как будут отличаться условия финансирования в разных регионах страны и каковы ожидания от данной поддержки?
— Да, действительно, это очень ожидаемая программа поддержки создания индустриальных парков для малого бизнеса. Она уже работала ранее немного в другом формате, и оператором этой программы является Минэкономразвития России. Надо сказать, что пока эта программа финально не утверждена, документов правительство Российской Федерации еще не выпустило. Но это программа, которая реализуется в рамках исполнения поручения президента Российской Федерации о создании до 2030 года еще 100 индустриальных парков и технопарков. Эти площадки должны быть созданы для того, чтобы там размещались как раз компании малого и среднего бизнеса. Мы рады тому, что в текущем проекте правил у всех регионов Российской Федерации есть возможность поучаствовать в этой программе.
Но, как вы правильно сказали, у них будут немножко разные условия участия. Все регионы разделены на четыре категории в зависимости от уровня их бюджетной обеспеченности. Соответственно, регионы победнее, у кого бюджетная обеспеченность не очень высокая, смогут получить из федерального бюджета большее количество средств. В регионах, в которых с бюджетами ситуация получше, сумма их поддержки окажется меньше. Ну, это кому-то может не нравиться.
Но многие регионы недовольны, когда у них есть деньги, и они хотят, чтобы им помогали, а получается так, что всегда больше помощи получают отстающие. Есть же такая проблема у регионов, имеющих достаточно денег в бюджете?
— Такая проблема действительно есть. Но, наверное, разные инструменты поддержки имеют право работать по-разному. И я бы здесь, наверное, даже исходил из того, где есть наибольшая потребность, востребованность в тех или иных мерах поддержки.
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин