Почти 1,2 млрд руб. Минэкономразвития направит на поддержку индустриальных парков, из них 181 млн руб. — на развитие частных промпарков. Выделить могли бы больше, но многие конкурсанты не справились с оформлением заявок. Эксперты настаивают, что государству стоит активнее финансировать частные площадки, так как они эффективнее.
Минэкономразвития (МЭР) одобрило выделение почти 1,2 млрд руб. на развитие индустриальных парков по итогам конкурса по программе поддержки малого и среднего предпринимательства (соответствующая презентация есть в распоряжении «Газеты.Ru»). Информацию подтвердили в МЭР: «В настоящее время отбор завершен, и средства федерального бюджета распределены между регионами в полном объеме».
На конкурс было подано 13 заявок от государственных парков, из них восемь — это ранее поддержанные проекты (второй и третий годы финансирования по программе). Однако, несмотря на то что проект промышленного парка в Брянской области стартовал еще в 2012 году, в 2014 году запрашиваемых 280 млн руб. он не получит. «За два года в регион из федерального бюджета поступило в общей сложности 184,5 млн руб. В этом году заявка не была поддержана. Причина — невыполнение Брянской областью обязательств в рамках соглашений, заключенных в 2012–2013 годах», — пояснили в МЭР.
По данным источника «Газеты.Ru», знакомого с ситуацией, Брянская область получила отказ, так как выяснилось, что доля земли принадлежала частному лицу (земельный участок госпарка должен полностью находиться в собственности региона или муниципалитета).
Из новых пяти заявок была одобрена всего одна — на финансирование парка «Развитие» в Татарстане (Набережные Челны). «Остальные заявки не отвечали качественным критериям. Неправильно оформлены, необоснованные направления использования средств, не подтверждены реальными резидентами», — сказал источник «Газеты. Ru».
Правда, и Татарстану выделят сумму вдвое меньше запрашиваемой (106,7 млн против 284,77 млн руб.). «Заявка Татарстана признана победителем не в полном объеме в связи с тем, что часть затрат, предусмотренных в рамках проекта создания промышленного парка, не соответствовала условиям предоставления госсубсидий», — пояснили в МЭР.
На деле это означает, что для минимизации рисков сумму сократили до той, которая непосредственно понадобится в следующем году, тогда как заявка предусматривала выделение средств на несколько лет вперед.
«Итогами конкурса мы довольны. На инженерные сети нам требовалось порядка 130 млн руб., из них 106 млн руб. нам одобрили. Надеюсь, что уже в этом году поступит часть средств. По плану в четвертом квартале 2015 года мы должны отчитаться о реализации средств, то есть к тому времени сети должны быть возведены и введены в эксплуатацию, — рассказал руководитель промпарка «Развитие» Илья Колесников. — В 2015 году мы можем сделать заявку в МЭР на дофинансирование. Но скорее мы будем искать деньги на уровне республики или частные инвестиции».
По словам Рачкова, проект подразумевает две очереди. По первой очереди имеются 12 резидентов, с которыми заключены контракты (из них мебельную компанию «Идея комфорта» можно считать якорным инвестором ). По второй есть предварительное соглашение с четырьмя резидентами. Большинство из них относятся к МСП. «Отраслевой специализации у парка нет. Наоборот, была цель развивать другие направления, так как Набережные Челны — это моногород, градообразующее предприятие КамАЗа», — пояснил руководитель промпарка «Развитие».
По данным Ассоциации индустриальных парков (АИП), в России заявлено на реализацию 560 индустриальных площадок, из них только 101 парк можно отнести к реальным проектам (уже действуют 45, остальные 56 находятся на стадии проектирования). Чуть меньше половины из них (46) расположены на территории четырех регионов — в Московской (15), Ленинградской (12), Калужской (11) областях и в Татарстане (8). Однако именно последний хвалят чаще всего.
От Татарстана каждый год поступает по несколько заявок на конкурс МЭР, при этом хоть одну из них обязательно одобрят. «Им трудно возразить, потому что у них объективно лучшие заявки. К тому же реально действующих парков там чуть ли не больше всего. Поэтому если Татарстану не давать, то кому? Регион эффективно вкладывает деньги, поэтому и риск финансирования его ниже, чем у нового региона, который только выходит на рынок и непонятно, что из этого выйдет», — сказал источник «Газеты.Ru».
В действующих индустриальных парках разместились 1153 компании, подсчитали в АИП. Лидерами по количеству компаний-резидентов являются brownfield-парки (brownfield-парки создаются на территории бывших производственных объектов в отличие от greenfield-парков, которые строятся на неосвоенных землях) в Татарстане — «КИП Мастер» (238) и «Технополис Химград» (210). В индустриальных парках действуют налоговые льготы по четырем основным видам налогов — на прибыль организаций, на имущество, транспортный и земельный. Размеры льготной ставки варьируются в зависимости от резидентной политики индустриального парка и инвестиционной политики субъекта РФ.
В этом году девять частных парков подали заявки, из них два выиграли конкурс на поддержку МЭР — «Перспектива» в Воронежской области (40,9 млн руб.) и «Тюлячи» в Татарстане (140 млн руб.). «В 2013 году частные парки впервые приняли участие в конкурсе. Тогда единственной одобренной заявкой стала воронежская. В этом году таких уже две, из них одна новая. Это очень хорошая тенденция, так как обычно они эффективнее государственных», — считает руководитель департамента инвестиционных проектов холдинга KPI Игорь Чувардинский.
По данным АИП, в России 60% частных парков против 40% государственных. Принципиальных отличий между ними два — форма собственности и ограничения по финансированию. «В государственных парках земля принадлежит муниципалитету или региону, которые и учреждают управляющую компанию. В частных парках земля и УК принадлежат частным собственникам. Для последних выставляется ограничение по госфинансированию до 200 млн руб., тогда как для государственных такого лимита нет», — рассказал председатель комитета «Деловой России» по совершенствованию инвестиционного климата в регионах Владислав Варяник.
В 2014 году средний объем запрашиваемой суммы госпарками составил 152 млн руб. против 75 млн руб. у частных парков. Максимальная сумма заявки была от Татарстана на создание агропромпарка на 336 млн руб. «Это в этом году регионы еще поскромничали. А раньше тот же Томский парк получил 1,2 млрд руб., тогда как заявки от Татарстана поступали даже на 7 млрд руб.», — отметил источник «Газеты.Ru».
Эксперты отмечают, что требования по финансированию к частным паркам гораздо выше.
«Государственным паркам, по сути, дают деньги под идею создания. Тогда как в случае с частными мы имеем дело с действующими парками, где уже размещены резиденты, есть производство. Таким образом, государство, помогая частным паркам, минимизирует риски и скорее компенсирует затраты в виде налоговых поступлений», — считает Чувардинский.
«В 2009 году мы приступили к реализации проекта, — рассказал Андрей Чекурин, руководитель воронежского частного промпарка «Перспектива», который выигрывает в конкурсе МЭР второй год подряд. — Сейчас парк уже работает, у нас более 25 резидентов, из которых 70% приходится на малый бизнес. Мы одни из немногих, кто продает участки от 25 соток. Реализация столь малых площадей — редкость для площадок Greenfield». Как правило, участки на площадках типа Greenfield продаются, тогда как на Brownfield сдаются в аренду.
В прошлом году воронежский парк выиграл в конкурсе МЭР почти 24 млн руб., которые пошли на строительство инженерных сетей. По словам Чекурина, собственные вложения руководства в парк составили порядка 300 млн руб.
В августе стало известно, что в рамках федеральной целевой программы планируется выделение 5,54 млрд руб. на создание в Крыму четырех индустриальных парков. Их парки предполагается разместить в Севастополе (два участка), а также в Щелкине, Бахчисарае и Джанкое.
Формально один и тот же парк может получать федеральные бюджетные средства от разных министерств по различным программам. То есть теоретически крымские парки также могут претендовать на деньги МЭР. «Заявка Крыма на получение в 2015 году госсубсидий на создание промышленных парков будет рассмотрена в случае ее представления на конкурсный отбор», — подтвердили «Газете.Ru» в министерстве.
Однако эксперты сомневаются, что крымским паркам так скоро понадобится дополнительная финансовая поддержка. «Деньги на них уже заложены в бюджет. Теперь им надо их освоить, — сказал руководитель аналитических проектов АИП Борис Сычев. —
В Крыму проблемы не с финансированием, а с тем, что нет изначальных условий для строительства — правоустанавливающих документов. Нужно восстанавливать или заново создавать кадастры, генпланы, проводить геодезию, межевание. Есть планы по форсированию этих процедур, но так или иначе разработка проектно-сметной документации запланирована на конец 2015 года, так что площадки будут построены не раньше 2018 года».
Мало бюджетных денег
По данным МЭР, в 2007–2013 годах из федерального бюджета выделили 2,6 млрд руб. на поддержку промышленных парков (в рамках программы МСП). В 2015 году на софинансирование капитальных вложений в объекты госсобственности, в том числе на создание промышленных парков, в бюджете предусмотрено 1,8 млрд руб.
Аналитики отмечают, что программа по поддержке МСП является важным подспорьем, но не принципиальна для отрасли, которая в целом является недофинансированной. «В среднем строительство одного промпарка обходится в 2–3 млрд руб.
Так что прямых федеральных денег на финансирование индустриальных парков поступает мало.
И даже если мы берем в расчет только госпарки, то создаются они в основном на средства регионального бюджета, заемные деньги от Внешэкономбанка, а также прочие привлеченные средства», — отметил Сычев.
По данным АИП, всего с 2007 по 2013 год на индустриальные парки из федерального бюджета были выделены субсидии в размере 4,3 млрд руб. Эксперты затрудняются полностью оценить финансовую деятельность отрасли, приводя отдельные цифры. Так, суммарные инвестиционные вложения в создание 29 индустриальных парков на 2014 год составляют 78,5 млрд руб. Суммарные привлеченные инвестиции в создание производств на территории 26 индустриальных парков составляют 367 млрд руб.
Материал «Газета.Ru» http://www.gazeta.ru/business/2014/09/01/6198633.shtml
Минэкономразвития (МЭР) одобрило выделение почти 1,2 млрд руб. на развитие индустриальных парков по итогам конкурса по программе поддержки малого и среднего предпринимательства (соответствующая презентация есть в распоряжении «Газеты.Ru»). Информацию подтвердили в МЭР: «В настоящее время отбор завершен, и средства федерального бюджета распределены между регионами в полном объеме».
На конкурс было подано 13 заявок от государственных парков, из них восемь — это ранее поддержанные проекты (второй и третий годы финансирования по программе). Однако, несмотря на то что проект промышленного парка в Брянской области стартовал еще в 2012 году, в 2014 году запрашиваемых 280 млн руб. он не получит. «За два года в регион из федерального бюджета поступило в общей сложности 184,5 млн руб. В этом году заявка не была поддержана. Причина — невыполнение Брянской областью обязательств в рамках соглашений, заключенных в 2012–2013 годах», — пояснили в МЭР.
По данным источника «Газеты.Ru», знакомого с ситуацией, Брянская область получила отказ, так как выяснилось, что доля земли принадлежала частному лицу (земельный участок госпарка должен полностью находиться в собственности региона или муниципалитета).
Из новых пяти заявок была одобрена всего одна — на финансирование парка «Развитие» в Татарстане (Набережные Челны). «Остальные заявки не отвечали качественным критериям. Неправильно оформлены, необоснованные направления использования средств, не подтверждены реальными резидентами», — сказал источник «Газеты. Ru».
Правда, и Татарстану выделят сумму вдвое меньше запрашиваемой (106,7 млн против 284,77 млн руб.). «Заявка Татарстана признана победителем не в полном объеме в связи с тем, что часть затрат, предусмотренных в рамках проекта создания промышленного парка, не соответствовала условиям предоставления госсубсидий», — пояснили в МЭР.
На деле это означает, что для минимизации рисков сумму сократили до той, которая непосредственно понадобится в следующем году, тогда как заявка предусматривала выделение средств на несколько лет вперед.
«Итогами конкурса мы довольны. На инженерные сети нам требовалось порядка 130 млн руб., из них 106 млн руб. нам одобрили. Надеюсь, что уже в этом году поступит часть средств. По плану в четвертом квартале 2015 года мы должны отчитаться о реализации средств, то есть к тому времени сети должны быть возведены и введены в эксплуатацию, — рассказал руководитель промпарка «Развитие» Илья Колесников. — В 2015 году мы можем сделать заявку в МЭР на дофинансирование. Но скорее мы будем искать деньги на уровне республики или частные инвестиции».
По словам Рачкова, проект подразумевает две очереди. По первой очереди имеются 12 резидентов, с которыми заключены контракты (из них мебельную компанию «Идея комфорта» можно считать якорным инвестором ). По второй есть предварительное соглашение с четырьмя резидентами. Большинство из них относятся к МСП. «Отраслевой специализации у парка нет. Наоборот, была цель развивать другие направления, так как Набережные Челны — это моногород, градообразующее предприятие КамАЗа», — пояснил руководитель промпарка «Развитие».
По данным Ассоциации индустриальных парков (АИП), в России заявлено на реализацию 560 индустриальных площадок, из них только 101 парк можно отнести к реальным проектам (уже действуют 45, остальные 56 находятся на стадии проектирования). Чуть меньше половины из них (46) расположены на территории четырех регионов — в Московской (15), Ленинградской (12), Калужской (11) областях и в Татарстане (8). Однако именно последний хвалят чаще всего.
От Татарстана каждый год поступает по несколько заявок на конкурс МЭР, при этом хоть одну из них обязательно одобрят. «Им трудно возразить, потому что у них объективно лучшие заявки. К тому же реально действующих парков там чуть ли не больше всего. Поэтому если Татарстану не давать, то кому? Регион эффективно вкладывает деньги, поэтому и риск финансирования его ниже, чем у нового региона, который только выходит на рынок и непонятно, что из этого выйдет», — сказал источник «Газеты.Ru».
В действующих индустриальных парках разместились 1153 компании, подсчитали в АИП. Лидерами по количеству компаний-резидентов являются brownfield-парки (brownfield-парки создаются на территории бывших производственных объектов в отличие от greenfield-парков, которые строятся на неосвоенных землях) в Татарстане — «КИП Мастер» (238) и «Технополис Химград» (210). В индустриальных парках действуют налоговые льготы по четырем основным видам налогов — на прибыль организаций, на имущество, транспортный и земельный. Размеры льготной ставки варьируются в зависимости от резидентной политики индустриального парка и инвестиционной политики субъекта РФ.
В этом году девять частных парков подали заявки, из них два выиграли конкурс на поддержку МЭР — «Перспектива» в Воронежской области (40,9 млн руб.) и «Тюлячи» в Татарстане (140 млн руб.). «В 2013 году частные парки впервые приняли участие в конкурсе. Тогда единственной одобренной заявкой стала воронежская. В этом году таких уже две, из них одна новая. Это очень хорошая тенденция, так как обычно они эффективнее государственных», — считает руководитель департамента инвестиционных проектов холдинга KPI Игорь Чувардинский.
По данным АИП, в России 60% частных парков против 40% государственных. Принципиальных отличий между ними два — форма собственности и ограничения по финансированию. «В государственных парках земля принадлежит муниципалитету или региону, которые и учреждают управляющую компанию. В частных парках земля и УК принадлежат частным собственникам. Для последних выставляется ограничение по госфинансированию до 200 млн руб., тогда как для государственных такого лимита нет», — рассказал председатель комитета «Деловой России» по совершенствованию инвестиционного климата в регионах Владислав Варяник.
В 2014 году средний объем запрашиваемой суммы госпарками составил 152 млн руб. против 75 млн руб. у частных парков. Максимальная сумма заявки была от Татарстана на создание агропромпарка на 336 млн руб. «Это в этом году регионы еще поскромничали. А раньше тот же Томский парк получил 1,2 млрд руб., тогда как заявки от Татарстана поступали даже на 7 млрд руб.», — отметил источник «Газеты.Ru».
Эксперты отмечают, что требования по финансированию к частным паркам гораздо выше.
«Государственным паркам, по сути, дают деньги под идею создания. Тогда как в случае с частными мы имеем дело с действующими парками, где уже размещены резиденты, есть производство. Таким образом, государство, помогая частным паркам, минимизирует риски и скорее компенсирует затраты в виде налоговых поступлений», — считает Чувардинский.
«В 2009 году мы приступили к реализации проекта, — рассказал Андрей Чекурин, руководитель воронежского частного промпарка «Перспектива», который выигрывает в конкурсе МЭР второй год подряд. — Сейчас парк уже работает, у нас более 25 резидентов, из которых 70% приходится на малый бизнес. Мы одни из немногих, кто продает участки от 25 соток. Реализация столь малых площадей — редкость для площадок Greenfield». Как правило, участки на площадках типа Greenfield продаются, тогда как на Brownfield сдаются в аренду.
В прошлом году воронежский парк выиграл в конкурсе МЭР почти 24 млн руб., которые пошли на строительство инженерных сетей. По словам Чекурина, собственные вложения руководства в парк составили порядка 300 млн руб.
В августе стало известно, что в рамках федеральной целевой программы планируется выделение 5,54 млрд руб. на создание в Крыму четырех индустриальных парков. Их парки предполагается разместить в Севастополе (два участка), а также в Щелкине, Бахчисарае и Джанкое.
Формально один и тот же парк может получать федеральные бюджетные средства от разных министерств по различным программам. То есть теоретически крымские парки также могут претендовать на деньги МЭР. «Заявка Крыма на получение в 2015 году госсубсидий на создание промышленных парков будет рассмотрена в случае ее представления на конкурсный отбор», — подтвердили «Газете.Ru» в министерстве.
Однако эксперты сомневаются, что крымским паркам так скоро понадобится дополнительная финансовая поддержка. «Деньги на них уже заложены в бюджет. Теперь им надо их освоить, — сказал руководитель аналитических проектов АИП Борис Сычев. —
В Крыму проблемы не с финансированием, а с тем, что нет изначальных условий для строительства — правоустанавливающих документов. Нужно восстанавливать или заново создавать кадастры, генпланы, проводить геодезию, межевание. Есть планы по форсированию этих процедур, но так или иначе разработка проектно-сметной документации запланирована на конец 2015 года, так что площадки будут построены не раньше 2018 года».
Мало бюджетных денег
По данным МЭР, в 2007–2013 годах из федерального бюджета выделили 2,6 млрд руб. на поддержку промышленных парков (в рамках программы МСП). В 2015 году на софинансирование капитальных вложений в объекты госсобственности, в том числе на создание промышленных парков, в бюджете предусмотрено 1,8 млрд руб.
Аналитики отмечают, что программа по поддержке МСП является важным подспорьем, но не принципиальна для отрасли, которая в целом является недофинансированной. «В среднем строительство одного промпарка обходится в 2–3 млрд руб.
Так что прямых федеральных денег на финансирование индустриальных парков поступает мало.
И даже если мы берем в расчет только госпарки, то создаются они в основном на средства регионального бюджета, заемные деньги от Внешэкономбанка, а также прочие привлеченные средства», — отметил Сычев.
По данным АИП, всего с 2007 по 2013 год на индустриальные парки из федерального бюджета были выделены субсидии в размере 4,3 млрд руб. Эксперты затрудняются полностью оценить финансовую деятельность отрасли, приводя отдельные цифры. Так, суммарные инвестиционные вложения в создание 29 индустриальных парков на 2014 год составляют 78,5 млрд руб. Суммарные привлеченные инвестиции в создание производств на территории 26 индустриальных парков составляют 367 млрд руб.
Материал «Газета.Ru» http://www.gazeta.ru/business/2014/09/01/6198633.shtml