Экономический кризис и непростая геополитическая обстановка не мешают притоку иностранного капитала. Более того, сейчас инвестировать в открытие новых производств в России интереснее, чем раньше. К такому выводу пришли участники международной конференции InRussia-2016, прошедшей в Москве с участием руководителей международных бизнес-объединений, российских федеральных чиновников, представителей 18 иностранных государств и 50 регионов России. Чем объясняется этот парадокс, какие трудности есть для локализации зарубежных производителей в России — об этом и многом другом корреспонденту «Известий» Татьяне Карабут рассказал исполнительный директор Ассоциации индустриальных парков (АИП) Денис Журавский.
— Участники конференции пришли к выводу, что так называемый экономический кризис, наоборот, способствует инвестициям в Россию, особенно иностранным. Дело в том, что для международных компаний, которые инвестируют в долларах или евро, вкладывать средства стало как минимум в два раза выгоднее, потому что капитальные и операционные затраты за счет девальвации рубля снизились. При этом экспортные возможности растут.
Например, президент компании Schneider Electric рассказал, что этой ситуацией их компания уже воспользовалась. Они уже начали экспортировать произведенную на территории России продукцию за пределы стран СНГ. И они видят в этом большие перспективы и планируют расширять экспорт.
Практически все промышленники, присутствовавшие на конференции, говорили о планах по расширению производства в России. Эту же мысль высказывали главы международных бизнес-организаций. Например, глава Российско-германской внешнеторговой палаты (представляющей 850 европейских предприятий, которые работают в России) Маттиас Шепп привел интересные данные, согласно которым 25% тех немецких компаний, которые еще не инвестировали в Россию, собираются это сделать уже в этом году.
Я знаю, что сейчас несколько десятков иностранных компаний рассматривают возможность прихода в Россию. Очень активны с точки зрения новых проектов в европейском направлении Италия и Германия. Мы тесно общаемся с Ассоциацией промышленников и предпринимателей Италии Confindustria, проводим совместные мероприятия и не понаслышке знаем о высоком интересе итальянских компаний. На наши совместные семинары по локализации в России приходит порядка 60–80 производственных компаний. По азиатскому направлению — это Япония и Южная Корея. В апреле следующего года мы будем организовывать российскую бизнес-миссию в Токио и Сеул.
— Так в какие отрасли иностранный бизнес идет более активно?
— Практически во все производственные отрасли. То есть не недвижимость или финансы, а реальное промпроизводство. Сейчас время, когда компании либо инвестируют, либо рассматривают такие возможности для инвестиций.
— Статистика вложений в индустриальные парки такова: вложенный рубль приносит 7 рублей инвестиций. За 2014–2016 годы это соотношение сохранилось и даже немного выросло.
В 2015 году только индустриальными парками было привлечено 37 млрд рублей в проекты резидентов.
Число индустриальных парков растет на 20% в год. Это очень высокий показатель. В 2014 году их было 101, в 2015-м — 120, в 2016-м — уже 146. Из них уже действующих (то есть тех, где есть операционная деятельность и резиденты строят или уже построили свое производство) — 92. И еще 54 находятся в стадии создания. Это означает, что ведется либо проектирование, либо строительство инфраструктуры.
— А есть такие резиденты, которых не устраивают существующие 146 парков и они хотят чего-то другого?
— Это к вопросу — а не много ли мы насоздавали индустриальных парков. Запросы компаний настолько разные и сложные, что удовлетворить их все бывает порой нереально. Когда мы работаем с потенциальными инвесторами, у нас в вопроснике критериев по подбору площадки обозначено порядка 60 пунктов, и некоторые из них весьма специфические — начиная от вида электричества, типа электроприсоединения, заканчивая какой-нибудь газохимической очисткой выбросов.
— А бывало, что под конкретного клиента приходилось формировать индустриальный парк?
— Нам известны эти случаи. Например, есть мнение, что сначала в Калуге появился Volkswagen, а потом уже индустриальный парк. Но мне лично не удавалось участвовать в таких проектах. Сейчас время масштабных проектов прошло. Спрос на локализацию меняется в сторону среднего (по европейским меркам) и даже малого бизнеса. Очень часто таким предприятиям нужны готовые производственные помещения, в которые будет просто монтироваться оборудование. И очень часто есть запрос на создание совместных предприятий либо даже на некое конкретное производство, когда компания приходит и говорит: «Не хочу ничего строить, найдите мне по моим требованиям партнера, а я ему дам свои технологии и гарантирую заказ на 10 лет».
Мы, к сожалению, удовлетворяем не все потребности потенциальных инвесторов. И сейчас перед индустриальными парками стоит такая задача — переформатировать свое предложение рынку. Потому что время, когда рынок индустриальных парков ограничивался просто продажей земли, закончилось. Сейчас нужны сложные бизнес-конструкции в виде совместных инвестиций, стратегического партнерства и т.д.
— С законодательной точки зрения чего не хватает индустриальным паркам для привлечения инвестиций?
Мы считаем, что сейчас индустриальные парки созрели для того, чтобы стать профессиональным, прозрачным посредником между предприятиями и надзорными органами. И, соответственно, хотим создать для предприятий более благоприятный режим прохождения всех этих бесконечных согласований и проверок. Но речь идет не о том, чтобы упростить технические требования к предприятиям — по экологии или пожарной безопасности. А о том, чтобы перейти от карательной системы к сервисной. И вот этим сервисным инструментом, который позволит предприятию спокойно жить и заниматься своими делами, могла бы стать управляющая компания индустриального парка, которая взяла бы на себя всю эту неблагодарную работу.
Подробнее: http://izvestia.ru/news/639746