Реальный сектор экономики. Pulse Воронеж, май 2015
Реальный сектор экономики
В 2014 году по результатам исследования «Ассоциации индустриальных парков», на территории России было выделено всего 101 парк, из которых 46 оказались действующими, а еще 55 находились на стадии проектирования и строительства.


О том, какие преимущества дает предпринимателю статус резидента индустриального парка, рассказал Борис Сычев, руководитель аналитического отдела «Ассоциации индустриальных парков».
Индустриальные парки каких городов России можно считать на сегодня наиболее сильными и перспективными?
Борис Сычев: В России есть состоявшиеся проекты, правда в небольшом количестве регионов. Это парки, которые доказали свою эффективность: привлекли на свою территорию значительное количество инвесторов, в том числе иностранных, продемонстрировали хорошую заполняемость и показали не только финансовый результат своей деятельности, но и социально-экономический эффект. В первую очередь, это парки Калужской области, курируемые Корпорацией развития Калужской области («Грабцево», «Калуга-Юг» и «Ворсино»); индустриальный парк «Заволжье» в Ульяновской области; парки республики Татарстан — технополис «Химград» в городе Казань, Камский индустриальный парк «Мастер» в Набережных Челнах. Кроме этого можно назвать частный парк в Ленинградской области — Greenstаte, парк «Новоселки» в Ярославской области, Промышленно-логистический парк Новосибирской области. Все это крупные гринфилды и браунфилды, но есть не менее успешные проекты меньшего масштаба, доказавшие свое качество: парк «ПромЦентр» в городе Уфа Республики Башкирия, парк «Кузнецкая Слобода» в городе Лебедянь Липецкой области; парк «Шереметьево» в Московской области. И это лишь отдельные удачные примеры.
Различаются ли модели таких парковых проектов? Какие типы внутренней организации оказываются наиболее успешными?
БС: Модели, естественно, различаются. Как я уже сказал, это могут быть, во‑первых, гринфилды или браунфилды, то есть парки, построенные буквально в чистом поле, или же реконструированные промзоны. Кроме того, они различаются с точки зрения внутренней организации. Во-первых, есть государственные проекты (например, «Заволжье» или «Ворсино»), которые реализуются за счет привлеченных средств или за счет средств региона и федерального бюджета. Во-вторых, существуют частные парки (например, Greenstаte и «Шереметьево»). Есть и такие парки, которые созданы по принципу государственно-частного партнерства: к примеру, государство участвует в проекте своим недвижимым имуществом, привлекая частную управляющую компанию, которая реализует проект (например, Технополис «Химград» в Казани). Есть и проекты, чью принадлежность затруднительно определить, яркий пример — Камский парк «Мастер». Он принадлежит «Камазу», то есть с точки зрения юридической правовой формы — это частная компания, но значительная доля акций «Камаза» принадлежит «Ростеху», который, в свою очередь, принадлежит государству.
Но успех проекта не зависит от схемы его организации. Удачный проект — проработанный проект с точки зрения технической организации, подведения инфраструктуры, экономики (должны быть четко обозначены источники финансирования и сроки рентабельности) и, наконец, привлечения инвесторов. Должна быть проведена серьезная предварительная работа, которая позволит оценить спрос площадки на рынке промышленной недвижимости.
Усилится ли роль индустриальных парков в развитии России?
БС: Несколько лет назад в России было сформулировано два приоритетных направления экономической промышленной политики: программа импортозамещения и реиндустриализации — повышение доли обрабатывающей промышленности в ВВП страны. Реализация этих целей лежит в плоскости той деятельности, которой занимаются индустриальные парки, с тем условием, что это должны быть качественно реализованные проекты. Основная цель строительства парка заключается в привлечении прямых инвесторов, которые смогут размещать свое производство. Причем с одной стороны, это всегда реальное производство, а с другой, — это нацеленность на иностранных инвесторов, потому что в любом случае на выходе мы будем иметь фактически российскую продукцию. 
Какую роль сыграет федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации»?
БС: Во-первых, в законе впервые на федеральном уровне будут закреплены основные определения — понятие индустриального парка и то, какими видами деятельности он должен заниматься в России. Кроме того, будут разработаны подзаконные акты — требования к парку. Они уже сформулированы в утвержденном национальном стандарте, а мы стараемся сделать так, чтобы наши требования максимально ему соответствовали. Еще один важный момент заключается в том, что в законе будет разъяснено понятие инвестиционного контракта. Это закрепление условий вхождения в проект, что особенно важно для инвесторов. По новым требованиям контракт, который заключают инвестор и представитель территории, гарантирует неизменность условий и сохранение вложений. Раньше этот вопрос вызывал немало опасений со стороны инвесторов, теперь же инвестиционная деятельность в России станет более прозрачной.
Какие же основные требования будут обозначены в законе?
БС: Это ключевые элементы, связанные с деятельностью управляющей компании, с понятием резидента (кто он, какая именно деятельность должна размещаться на территория парка), требования к инфраструктурному обеспечению площадки (какая инженерия должна быть подведена). Причем для нас важно,чтобы новый федеральный закон и подзаконные акты максимально продвигали уже сложившееся понимание деятельности парков и не создавали новую реальность, то есть соответствовали тем документам, которые были приняты ранее.
Обсуждается вопрос о создании Национальной управляющей компании индустриальных парков. Что это даст на практике?
БС: Подобные идеи, действительно, обсуждаются, но на мой взгляд, создание единой управляющей компании не будет эффективным решением. Ведь управление — это всегда работа с конкретной инженерной инфраструктурой и с конкретными организациями, которые размещены на данной территории. Все это невозможно осуществить из какого‑то единого центра — необходимо находиться на месте, что невозможно, учитывая размеры нашей страны. Уверен, в перспективе стоит обсуждать возможность создания единой компании, которая бы занималась привлечением инвестиций в части строительства индустриальных парков и продвижением площадок не только на внутренних, но и на международных рынках. Она должна содержать исчерпывающую информацию о парках и в дальнейшем осуществлять полное сопровождение инвестицонной сделки. Такая идея видится мне более осмысленной, ведь информирование — наиболее острый вопрос на сегодня. Мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда для иностранцев, которые никогда не работали с Россией, отдельные ее регионы представляются просто черным квадратом с непонятным содержанием. Возможно, они что‑то слышали, к примеру, о Калужской области или о Татарстане — не более того. Это «покрывало» неизвестности сложно пробить управляющим компаниям отдельных парков — необходима некая единая организация, национальный оператор, который будет иметь бОльшие возможности. Наша ассоциация работает в этом направлении совместно с Министерством промышленности и торговли РФ. 
Что дает предпринимателям на практике вступление в индустриальный парк?
БС: Если говорить о коммерческой составляющей, то это перекладывание издержек и непрофильных видов деятельности с производственных организаций на компанию-оператора данной площадки. То есть с производственной компании снимается необходимость заниматься строительством, проведением инфраструктуры, получением разрешительных документов, потому что на 50‑90 % эти процессы на площадке уже проведены: территория находится в правильной категории разрешенного использования; понятно, какой категории опасности производство может быть на ней размещено; если эта площадка развивалась в тесной комбинации с региональными властями, то обычно не возникает проблем с получением разрешения на строительство конкретного объекта; осуществляется сопровождение инвесторов с момента принятия инвестиционного решения до момента ввода в эксплуатацию здания и готового производства. Так, снимается огромное количество рисков, и инвестор может сосредоточиться на своей основной деятельности и на завоевании рыночных позиций.
Я бы сказал, что один из основных моментов связан с инфраструктурным обеспечением, ведь это одна из самых затратных статей в процессе организации производства. Например, затраты на подключение электроэнергии могут достигать 40 % стоимости строительства всего индустриального парка, а процесс получения технических условий требует немало времени. Таким образом, когда компания становится резидентом индустриального парка, она экономит не только деньги, но и время: ей необходимо всего лишь узнать, достаточно ли в парке лимитов, чтобы обеспечить производство и оформить договор с управляющей компанией: либо выкупить землю, либо взять ее в аренду. В итоге фактически срок между заключением договора и вводом в эксплуатацию вашего производства сокращается по нашим расчетам до полугода-года, то есть в 2‑4 раза, если сравнивать 

с самостоятельной работой инвестора по прохождению всех необходимых процедур. А риски снижаются просто несоизмеримо.
По данным Ассоциации за 2013‑2014 годы номинально количество заявленных индустриальных парков растет, а общий показатель заполняемости стоит на месте. Как справиться с этой проблемой?
БС: Заполняемость сейчас колеблется на уровне 53‑56 %, по данным на начало прошлого года. И это неплохой показатель. Понятно, что это средний процент. По состоянию на прошлый год в России насчитывалось 46 действующих парков. Все они появились не в один момент: есть старые проекты, которым порядка 10 лет, а есть и молодые. Но ни один парк не начинал с 50‑процентной заполняемости: найти в первый же год существования парка 1‑2 резидента — очень успешный старт. Сегодня существуют проекты, заполненные на 70‑80 % и даже на 100 %, некоторые развивают вторую и третью очереди состоявшегося парка… Но в целом необходимо смотреть на динамику развития конкретного проекта. 
Какие ключевые проблемы стоят перед индустриальными парками?
БС: Это не самый рентабельный бизнес, и таким проектам просто необходима помощь государства. Это сложные объекты промышленного строительства, требующие подведения серьезных инфраструктурных мощностей, и здесь важны базовые условия той территории, на которой объект размещается. Понятно, что инфраструктурное покрытие территории страны не может быть равномерным в силу ее размеров. И именно в этом вопросе решающую роль играет государство.
А второй момент связан с привлечением инвесторов, ведь конечная цель создания парка — повышение экономического благосостояния территории страны: увеличение промышленного производства, создание рабочих мест, увеличение налоговых отчислений. Все это может происходить только за счет развития реального сектора экономики. Но проблема в том, что даже если вы создали привлекательный проект с точки зрения инвестирования (я имею ввиду привлечение компаний-резидентов), все равно над вами будет давлеть внешний инвестиционный климат, национальный в том числе. Поэтому важно создать условия вхождения прямых инвестиций в Российскую Федерацию: повышать прозрачность процедур, снимать административные барьеры, делать весь процесс сопровождения инвестиционных сделок более дружественным и создавать условия особой привлекательности для инвесторов других стран. Плюс ко всему надо продвигать себя, потому что мы находимся на конкурентом рынке. Глобальные тенденции размещения производственных мощностей заключаются в том, что развитые страны перемещают свое производство в развивающиеся страны, что преследует две цели: сокращение издержек, связанных с удешевлением рабочей силы, и завоеванием новых товарных рынков. А Россия интересна во всех без исключения сферах экономической деятельности. Например, долгое время основным инвестором в нашей стране была Германия, а сейчас это государство активно продвигает свои возможности в азиатских государствах Ближнего и Дальнего Востока (активно работает с Турцией и странами АТР). Если подвести итог, то на пути развития индустриальных парков стоит две проблемы: рентабельность проектов и инвестиционный климат. Для решения обеих необходимо участие государства.
В Воронежской области есть индустриальные парки. Какова их роль на карте парков России?
БС: В Воронежской области я бы выделил два ведущих парка — «Масловский» и «Перспектива». Оба они существуют продолжительное время, они живые и достаточно успешные. Конечно, эти проекты не являются флагманскими в стране, но это хороший задел для того, чтобы в дальнейшем регион мог привлечь большее количество инвесторов, повысить свою привлекательность и, в конце концов, развивать свою экономику. Для этих площадок самое важное сейчас — продвижение, причем делать это необходимо в тесной связи с регионом. Лицо региона — половина успеха. Необходимо продвижение и ясное позиционирование себя как территории наиболее подходящей для того, чтобы разместить на ней свое промышленное производство и вести экономическую деятельность. ●


Курс на развитие

Индустриальные парки Воронежской области продолжают активно развиваться. 23 марта в индустриальном парке «Масловский» открылся завода по производству волоконно-оптического кабеля «ОФС Связьстрой — 1 ВОКК». В церемонии открытия приняли участие губернатор Алексей Гордеев и прибывший с рабочим визитом в Воронежскую область Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в РФ Тикахито Харада.
Тикахито Харада отметил, что Воронежская область имеет большой потенциал для привлечения инвестиций японских компаний: «В Воронежской области развиты разнообразные сферы промышленности, а также сельское хозяйство. Мы прибыли в ваш регион вместе с представителями ведущих японских компаний. Надеюсь, что они ознакомились с инвестиционным климатом области. Буду также надеяться, что по результатам этого визита японские бизнесмены смогут реализовать конкретные инвестиционные проекты в Воронежской области».
Алексей Гордеев подчеркнул, что несмотря на сложившуюся трудную экономическую ситуацию, в Воронежской области продолжают открываться крупные современные высокотехнологичные предприятия: «Это предприятие важно в масштабах всей России не только потому, что это совместный завод, и сюда инвестирует и американский бизнес, и японский. Здесь представлены абсолютные новые виды оборудования, что позволяет обеспечивать продукцией не только внутренние потребности страны, но даже идти на экспорт. Для нас важно, что мы осваиваем наш индустриальный парк Масловский. Мы бы очень хотели, чтобы японские и американские владельцы компании продолжали инвестировать в наш регион. И мы могли бы здесь построить завод по производству непосредственно самого волокна. Это был бы первый завод в России. Будем вести такие переговоры».

Реальный сектор экономики. Pulse Воронеж, май 2015