«Северные ворота» на 50 миллиардов: Тимур Шагивалеев продвигает грандиозный промпарк вокруг КОСа и КАЗа

Идеальная схема: гиганты помогут с сырьем и заказами, а федеральный бюджет покроет затраты

Уникальный индустриальный парк появится в Казани с подачи ОЭЗ «Алабуга», СИБУРа и авиационных предприятий Казани. «Северные ворота» совместят сразу два кластера — переработку полимеров и авиационную промышленность. Две площадки объединяет только местоположение, между собой резиденты взаимодействовать не будут, зато конкурентов у них хватает — фонд прямых инвестиций Шигабутдиновых строит вторую очередь парка рядом с М7, а еще один авиакластер создается в «Смарт Сити Казань». О том, какое место в новой реальности займет «Химград» и нужно ли тянуть в столицу РТ «Алабугу Политех», — в материале «БИЗНЕС Online».

«Все близится к подписанию соглашений»

Как стало известно «БИЗНЕС Online», в республике с прошлого года обсуждают новый масштабный проект ОЭЗ «Алабуга» на землях рядом с «Казаньогсинтезом» (входит в СИБУР) — индустриальный парк «Северные ворота», который будет включать в себя кластер переработки полимеров. Он расположится на площади 145 га недалеко от трассы М7, к северу от предприятия.

«Потенциальные резиденты пока на этапе обсуждения, так же, как и объемы сырья с КОСа. Сумма инвестиций и подбор проектов на согласовании. Все близится к подписанию соглашений», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель службы развития новых площадок ОЭЗ «Алабуга» Руслан Гайнутдинов на Дне переработчика СИБУРа. Ожидается, что в 2023 году начнется предпроектная работа, а в 2024-м приступят к строительству инфраструктуры, т. е. первый этап будет готов примерно к середине 2025 года.


«Северные ворота» на 50 миллиардов: Тимур Шагивалеев продвигает грандиозный промпарк вокруг КОСа и КАЗа






В пресс-службе казанской мэрии нам подтвердили, что земельный участок у КОСа образован и поставлен на кадастровый учет. Следующий этап реализации проекта — аукцион. Вряд ли будет много интересантов купить землю у промзоны, и «Алабуга» получит заветный кусок земли. Но есть нюанс: по  словам источников нашего издания, в границах участка есть некий водный объект, ценность которого еще предстоит определить экспертам министерства экологии РТ. Если он будет отнесен к федеральной собственности как природный водоем, теоретически это может создать сложности всему проекту.

«Северные ворота» на 50 миллиардов: Тимур Шагивалеев продвигает грандиозный промпарк вокруг КОСа и КАЗа






50 миллиардов с «Алабуги», но за счет федерального бюджета

По предварительным расчетам, «Алабуга» вложит в инфраструктуру для резидентов около 50 млрд рублей. Откуда такие огромные деньги? Ответ простой: ОЭЗ возместит их за счет федеральных субсидий. Такая возможность  появилась в сентябре прошлого года, благодаря постановлению правительства РФ № 1119. Согласно ему, региональные бюджеты могут получить возмещение затрат на инфраструктуру своих ОЭЗ в объеме фактически уплаченных резидентами налогов и таможенных пошлин в федеральный бюджет.

Точно по такой же схеме строится и технопарк «Этилен-600» в Нижнекамске на площади 2 тыс. га, в который «Алабуга» надеется привлечь до 1,3 трлн рублей инвестиций.

На лоббирование постановления № 1119 татарстанские власти потратили много сил и теперь возлагают на него большие надежды. «Непросто было. Мы эту Брестскую крепость взяли, — давал оценку президент РТ Рустам Минниханов на коллегии Минпромторга РТ в феврале. —  Иногда поражаешься, что чиновникам ничего не надо! Никто лишнего не просит. Мы хотим, чтобы часть денег, которые мы заработаем [на ОЭЗ], пошла на создание рабочих мест. Вообще неясно, люди, которые сидят на этих должностях, неужели не понимают? Неужто наша страна станет сама меняться, если мы ее менять не будем? Но у нас есть хорошие сторонники, минфин — надо отдать должное. Но имеются структуры, которые считают, что это не нужно».

А гендиректор ОЭЗ «Алабуга» Тимур Шагивалеев уверен, что именно такой механизм реинвестирование налогов в инфраструктуру помог раскрутить маховик промпарков в Китае. В частности, в Тяньцзиньской зоне экономического и технического развития (TEDA), с которой он сравнивает «Алабугу».

Сейчас территория «Северных ворот» не относится к ОЭЗ или ТОСЭР. Но в случае появления особого статуса, преференции обязательно последуют, уверены в минпромторге РТ.

Гендиректор ОЭЗ «Алабуга» Тимур Шагивалеев уверен, что именно такой механизм реинвестирование налогов в инфраструктуру помог раскрутить маховик промпарков в Китае. В частности, в Тяньцзиньской зоне экономического и технического развития (TEDA), с которой он сравнивает «Алабугу» Фото: «БИЗНЕС Online»






 Гендиректор ОЭЗ «Алабуга» Тимур Шагивалеев уверен, что именно такой механизм реинвестирование налогов в инфраструктуру помог раскрутить маховик промпарков в Китае. В частности, в Тяньцзиньской зоне экономического и технического развития (TEDA), с которой он сравнивает «Алабугу» Фото: «БИЗНЕС Online»

Полимерный кластер: СИБУР поможет, но не скидками?

В 2021 году в России было продано 6,5 млн тонн изделий из полимеров, из них 20% пришлось на импорт. Пленки, листы, канцелярские товары, посуду привозили из Китая, Беларуси, Германии, Польши и т. д. Только из так называемых недружественных стран завозилась 561 тыс. тонн. С введением санкций Россия лишилась полумиллиона тонн полимерных изделий в год, говорят в Союзе переработчиков пластмасс, отмечая, что это колоссальная ниша для местных переработчиков.

Конкретных резидентов у «Северных ворот» пока нет, в качестве перспективных направлений обсуждается создание производства пленок и волокон, медицинских перчаток, уплотнителей для машиностроения и изделий из термопластов. СИБУР, кстати, уже предлагал Татарстану стать «региональным чемпионом» в производстве перчаток, инвестиции в такое производство представители холдинга оценивали в $300-400 миллионов.

Главной изюминкой индустриального парка, как ни крути, станет соседство с мощным производством «Казаньоргсинтеза», считает гендиректор АО «Химград» Айрат Гиззатуллин Фото: «БИЗНЕС Online»






 Главной изюминкой индустриального парка, как ни крути, станет соседство с мощным производством «Казаньоргсинтеза», считает гендиректор АО «Химград» Айрат Гиззатуллин Фото: «БИЗНЕС Online»

Главной изюминкой индустриального парка, как ни крути, станет соседство с мощным производством «Казаньоргсинтеза», считает гендиректор АО «Химград» Айрат Гиззатуллин. Впрочем, он сильно сомневается, что в число льгот для резидентов войдут скидки на сырье от КОСа: это не бизнесовый подход, и вряд ли СИБУР на это пойдет. «Плюшки» будут, скорее, в виде технологического сопровождения, помощи в разработке рыночных ниш. На взгляд Гиззатуллина, это гораздо более важно, чем какие-то преференции по сырью.

Плюсом будет и наличие у СИБУРа собственного исследовательского центра для разработки и тестирования продуктов из полимеров — «Полилаба». «Будем надеяться, что это действительно подстегнет интерес инвесторов к освоению новых видов переработки полимеров, производимых СИБУРом. Концепция очень интересная и передовая, поэтому в ближайшее время, я думаю, мы узнаем, насколько она окажется рабочей», — говорит Гиззатуллин.

Сам СИБУР оставил запрос «БИЗНЕС Online» о проекте «Северные ворота» без комментариев.

Попытки выстроить вокруг «Казаньоргсинтеза» кластер переработчиков предпринимались и раньше, но результаты спорные. Пример — частный промпарк М-7, принадлежащий Фонду прямых инвестиций, близкому к семье гендиректора ТАИФа Альберта Шигабутдинова Фото: tatarstan.ru






 Попытки выстроить вокруг «Казаньоргсинтеза» кластер переработчиков предпринимались и раньше, но результаты спорные. Пример — частный промпарк М-7, принадлежащий Фонду прямых инвестиций, близкому к семье гендиректора ТАИФа Альберта Шигабутдинова Фото: tatarstan.ru

Конкуренты: М-7 Шигабутдинова и «Химград»

Попытки выстроить вокруг «Казаньоргсинтеза» кластер переработчиков предпринимались и раньше, но результаты спорные. Пример — частный промпарк М-7, принадлежащий Фонду прямых инвестиций, близкому к семье гендиректора ТАИФа Альберта Шигабутдинова. Но, как нам рассказал управляющий фонда Руслан Халилов, сейчас там всего 12 резидентов, занятых в переработке полимеров, это 30% от общего числа. «Этому проекту 10 лет. Конечно, мы ставили перед собой задачу — наполнить парк переработчиками полимеров, поэтому и была выбрана локация рядом с заводом „Казаньоргсинтез“. Но мы не можем диктовать рынку, переработчикам самим, бизнесу, где им находиться. Удобства были созданы, но на эти удобства зашли и переработчики полимеров, и обработчики металлов, производители строительных материалов, и легкая промышленность, и так далее», — перечислил Халилов.

Более того, сейчас фонд строит вторую очередь М-7, которая тоже рассчитана привлечь переработчиков полимеров. Масштабы, конечно, скромнее, чем проект СИБУРа и «Алабуги» — 17 га, 20 резидентов с 2-2,5 млрд рублей инвестиций. Но Халилов признает, что борьба за резидентов неизбежна. «С «Северными воротами» будет честная и благородная конкуренция. «Кто создаст лучшие условия — туда и перейдут переработчики», — подчеркнул он. Здесь надо отметить, что М-7 — индустриальный парк типа green field (зеленый газон). Управляющая компания только создает инженерную инфраструктуру, капитальное строительство там не предусмотрено. В то время как «Алабуга» будет предлагать готовые производственные площадки.

Еще одним потенциальным конкурентом «Северных ворот» мог бы стать технополис «Химград», но там уже работает 364 резидента — он практически на 100% заполнен Фото: mert.tatarstan.ru






 Еще одним потенциальным конкурентом «Северных ворот» мог бы стать технополис «Химград», но там уже работает 364 резидента — он практически на 100% заполнен Фото: mert.tatarstan.ru

Еще одним потенциальным конкурентом «Северных ворот» мог бы стать технополис «Химград», который тоже создавался специально под переработчиков полимеров на площадях советской фабрики «Тасма». Но там уже работает 364 резидента — он практически на 100% заполнен, а расширяться в нынешней локации некуда. Поэтому оттягивать резидентов проект «Алабуги» не будет, конкуренции нет даже в логистике. Транспортное плечо практически равнозначное, для производителей нет большой разницы, куда возить сырье — в Химград или новый промпарк, указывают в минпромторге РТ. Сам Гиззатуллин в беседе с нашим корреспондентом подтвердил, что опасений на этот счет у них нет.

Тем не менее, встает вопрос: почему «Северными воротами» занимается «Алабуга», а не «Химград»? По словам экспертов, у ОЭЗ все-таки есть больше ресурсных, финансовых и законодательных возможностей дать большие преференции резидентам. Главная из них — те самые компенсации капитальных затрат из федерального бюджета по постановлению № 1119. «„Химград“ тоже будет развиваться, только качественный состав резидентов будет меняться в сторону более высокотехнологичных компаний. У технополиса есть площадки в Узбекистане и Чистополе. У них прекрасные компетенции в работе с резидентами», — уверен наш источник.


«Северные ворота» на 50 миллиардов: Тимур Шагивалеев продвигает грандиозный промпарк вокруг КОСа и КАЗа






Авиакластер: беспилотники УЗГА, сборка ТУ-214, запчасти для «Ансатов»

Вторая часть «Северных ворот» будет связана с авиапромом и разместится на 75 га земель КАЗа им. Горбунова (ранее КАПО им. Горбунова), к востоку от КОСа. По нашим сведениям, как один из вариантов обсуждается передача участка «Алабуге» без аукциона, по решению президента Татарстана Рустама Минниханова. Переговоры по участию в проекте ведутся с КАЗом, КВЗ и КМПО.

Что включит в себя авиакластер? Это дополнительная площадка для сборки Ту-214 (в Казани с 2027 года планируют ежегодно производить по 20 лайнеров), литейный цех, корпуса под мехобработку с токарными и фрезеровочными станками. Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) организует производство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Там же локализуют производство запчастей к «Ансатам» — КВЗ планирует производить не менее 100 вертолетов в год, добавили в минпромторге РТ. Одна из задач авиакластера — способствовать импортозамещению в стратегической отрасли. «В республике заинтересованы в том, чтобы производство отечественных комплектующих находилось максимально близко к заводам», — говорится в ответе  республиканского минпромторга на запрос нашего издания.

Крупным авиационным холдингам будет сложно развиваться, если они будут всю номенклатуру необходимых изделий создавать только у себя. Заводам нужно подтянуть на эти цели малый и средний бизнес, считает наш анонимный эксперт в отрасли. «Компании очень большие, неповоротливые, им делать самим какие-то гвозди чревато огромными финансовыми издержками. А небольшие подвижные компании могут сразу какие-то отдельные сегменты комплектующих взять на себя. Это нормальная мировая практика. Большинство мировых авиационных компаний не существуют как производственные компании, это больше компании вендорного типа. Им как хозяевам бренда принадлежат основные чертежи, но при этом огромное количество поставщиков работает на этот бренд с точки зрения поставки комплектующих», — сказал специалист. «Сейчас все тешатся надеждой, что наш авиационный завод и КВЗ сами у себя наладят переделы. Наверное, это можно сделать. Но более быстрый путь — формирование кластера, вендорного подхода», — уверен он.

Есть положительный эффект челнинского КИП «Мастер», когда большое количество малых предприятий сформировалось вокруг КАМАЗа, добавил к этому завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин. «Это один из лучших примеров, в том числе и в России, когда автогигант-завод формирует вокруг себя не просто пул производственных предприятий, но эти предприятия действительно получают заказы. Важно сделать то же самое в авиапроме», — убежден кандидат технических наук.

Но найдутся ли в Татарстане предприятия с достаточными компетенциями, чтобы «поднимать» авиапромышленность? Наш источник уверен, что изготовление деталей для летательных аппаратов не так специфично, как их сборка. «Задача авиаторов — чтобы самолет взлетел. Но собираются самолеты из каждой отдельной детали, которые никакого отношения к авиации не имеют. Болты, гайки, штурвалы, сиденья пилотов не летают! За то, чтобы это все полетело, отвечают конструкторы авиационных холдингов. Они говорят, какого качества нужно делать изделия чтобы все это собралось и полетело. Я на эту проблему смотрю так», — считает эксперт.

А как же авиакластер в «Смарт Сити»?

Власти Татарстана уже одобрили один авиакластер в Казани. На территории «Смарт Сити Казань» Академия наук РТ вместе с компанией SUMUS (совладелец и гендиректор — Расуль Минниханов, сын директора ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифката Минниханова) планируют организовать производство до 2 тыс. беспилотников в год. Это БПЛА «Барс», «Летяга» и «Кузнечик», которые могут использоваться в оборонке, логистике, сельском хозяйстве и т. д. Мастер-план площадки (там тоже предусмотрено жилье для сотрудников и студентов) проходит согласование в министерствах.

«О конкуренции смысла говорить пока не вижу. Потребность сейчас громадная, вы сами видите, как это все вдруг стало актуально. Тысячи аппаратов нужно делать прямо с завтрашнего дня. Если будут появляться новые предприятия — это будет лишь плюсом», — рассказал «БИЗНЕС Online» замруководителя центра циркулярной экономики АН РТ Василий Шестюк. Но тут же делают оговорку — мол, их беспилотники уже поставлены на крыло, а создавать специальные территории с нуля без прорывных технологий — задача хоть и интересная, но может оказаться неуспешной. К тому же растянутой во времени.

Несомненный плюс для инвесторов — в том, что «Алабуга» готова отчасти взять на себя решение самой острой проблемы — кадровой. Этот подход отработан на основной площадке ОЭЗ в Елабуге, где в роли «насоса» для рабочих рук выступает инженерный колледж «Алабуга Политех» Фото: «БИЗНЕС Online»







 Несомненный плюс для инвесторов — в том, что «Алабуга» готова отчасти взять на себя решение самой острой проблемы — кадровой. Этот подход отработан на основной площадке ОЭЗ в Елабуге, где в роли «насоса» для рабочих рук выступает инженерный колледж «Алабуга Политех» Фото: «БИЗНЕС Online»

А что кадрами?

Несомненный плюс для инвесторов — в том, что «Алабуга» готова отчасти взять на себя решение самой острой проблемы — кадровой. Этот подход отработан на основной площадке ОЭЗ в Елабуге, где в роли «насоса» для рабочих рук выступает инженерный колледж «Алабуга Политех». Его филиал площадью 40 тыс. кв. метров откроется и в «Северных воротах». Предусмотрены и пять 14-этажных кампусов для студентов и сотрудников «Политеха». Ну, а частных жилищных проектов в этой части города запланировано выше крыши.

Впрочем, у экспертов есть сомнения, стоит ли тянуть в Казань «Алабугу Политех». По словам Лопатина, рядом с КАПО уже находится авиационно-технический колледж им. Дементьева, плотно работающий с авиапредприятиями города. На базе колледжа есть мощный ресурсный центр, который находится под патронажем президента республики. «Мне кажется, что целесообразнее было бы расширить прием уже существующей базы. Колледж сильно интегрирован в заводы, в том числе, на каждом заводе есть свой учебный центр. Я сторонник того, чтобы создавать новое профессиональное образование, новые подходы к образованию на разных площадках. Просто возникает вопрос: в ситуации, когда ресурсов не хватает, не целесообразнее ли делать ставку на уже имеющийся ресурсный центр?», — размышляет профессор КАИ.

***

Получится ли повторить успех «Алабуги» под Казанью? Наши эксперты в отрасли отдают должное смелости и красоте замысла, но указывают и на потенциальные проблемы. Это и льготы для резидентов, которые еще предстоит выбить, и сложности с закупкой импортного оборудования, технологий и лицензий, и нехватка квалифицированных (не на уровне колледжа) кадров. Очень сильно проекту помог бы гарантированный сбыт. «Нужно договориться об офсетных контрактах на уровне нескольких регионов или федерации. Если взять те же медицинские перчатки, один Татарстан никогда не сможет предоставить достаточное количество спроса», — полагает один из наших собеседников.

Наконец, многое будет зависеть от того, насколько включаться в проект гиганты — СИБУР и Ростех (в состав которого входит КАЗ им. Туполева). И здесь вся надежда на «пассионарность и шустрость» Шагивалеева, отмечают наши собеседники.