Японское видение. Автобизнес №154 декабрь 2014 г.
http://www.abiz.ru/ru/2/29/458/769/?nid=1042&a=entry.show 



ЯПОНСКОЕ ВИДЕНИЕ
Японское видение – путь к повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности в автокомпонентном секторе России.

Японские компании готовы к долгосрочному бизнесу в России. Одним из важных факторов при этом является активное взаимодействие с российскими поставщиками. Российские производители автокомпонентов также хотят сотрудничать с зарубежными партнерами. Но не все отечественные предприятия способны или готовы соответствовать необходимым требованиям. Где же выход?

 Экспертное мнение

Своими комментариями по данному вопросу делится советник Ассоциации индустриальных парков, советник Московского представительства японской деловой ассоциации «РОТОБО» Ивао Охаси, Советник Ассоциации индустриальных парков, Советник Московского представительства японской деловой ассоциации «РОТОБО»


Индустриальная пирамида

— Особое значение для повышения конкурентоспособности российской автомобильной промышленности имеет автокомпонентный сектор. Именно от его качественного развития во многом зависит эффективность всей российской автомобильной отрасли.

Представители автомобильной отрасли подразделяются на несколько уровней, которые условно также можно назвать сегментами. Если расположить уровни Tier-1, Tier-2 и Tier-3 в иерархическом порядке, то получается так называемая «индустриальная пирамида». На самом верхнем ее уровне расположены сборочные заводы (OEM), непосредственно для которых поставляют компоненты представители сегмента Tier-1. В этот сегмент входит наименьшее количество компаний-производителей. Как правило, эти предприятия являются достаточно крупными. Такие компании выпускают самые емкие, большие узлы и агрегаты — конечную продукцию для поставки на автомобильный конвейер и на рынок послепродажного обслуживания.

Производители сегментов Tier-2 производят более мелкие детали и компоненты. Эту продукцию используют в своей работе предприятия уровня Tier-1. Сегмент Tier-3 находится в основании «индустриальной пирамиды» — соответственно, он является самым большим по количеству представленных компаний.

Для эффективной работы всей автокомпонентной отрасли очень важно, чтобы в «индустриальной пирамиде» соблюдался структурный и функциональный баланс между всеми уровнями. Отсутствие баланса свидетельствует об очевидных проблемах в автокомпонентной отрасли и локализации автопрома в России в целом. Для потенциальных иностранных инвесторов именно наличие или отсутствие такого баланса является одним из параметров оценки уровня конкурентоспособности данной отрасли страны. Зарубежные инвесторы, которые локализуют процесс сборки и производство компонентов Tier-1, смогут контролировать их эффективное развитие, только если они будут прочно поддерживаться производителями Tier-2 и Tier-3, составляющими основу «индустриальной пирамиды». Таким образом, возможности для развития бизнеса иностранными и отечественными компаниями имеют тесную связь, при нарушении которой неизбежны проблемы на всех уровнях «индустриальной пирамиды». В наибольшей степени нарушение этой связи отражается на уровне Tier-1.

Инновация в базовых технологиях

Основы конкурентоспособности автокомпонентной отрасли любой страны, в том числе и России, заключаются в освоении ключевых промышленных технологий. Это базовые технологии, в частности, резка, шлифование, литье, ковка, прессование, напыление, производство штампов, сборка и т.д. Вот те ключевые и в определенной степени универсальные технологии, которые применяются для производства автомобилей, других сложных технических объектов, в частности, самолетов, а также для производства бытовой электроники. Это традиционные технологии, проверенные временем, поэтому крайне важно постоянно повышать их уровень. Только таким образом можно поддерживать промышленную конкурентоспособность страны. Именно такой путь был выбран в свое время Японией. В связи с этим мне хотелось бы порекомендовать такой же подход и для российской автомобильной промышленности, в особенности, ее автокомпонентного сектора.

Но пока эти сферы российской промышленности, как и ряд других ее отраслей, не достигли того уровня, который бы позволял им конкурировать наравне с представителями высокотехнологичных стран.

В России особенно важными становятся инновации в промышленном развитии. Это вполне правильный подход. Многие при этом видят в качестве результата инноваций новые достижения научных исследований и разработок, создание новых рыночных продуктов, новых бизнес-моделей и т.д. Но, на мой взгляд, особое внимание следует обращать, прежде всего, на внедрение и адаптацию международных стандартов, особенно в автокомпонентной отрасли. На данном этапе именно эти параметры должны расцениваться как наиболее значимые инновации в российской автомобильной промышленности и ее автокомпонентном секторе.

Ознакомиться с полным текстом статьи можно в журнале "Автобизнес" №154 Декабрь 2014 г